« Назад
Судьба сложилась в Минске
Прежде всего надо сказать о феномене этого композитора — о "творческом импортозамещении". Такое происходило не раз. Например, в Музыкальном театре. Произведение Олега Ходоско, которое он предложил театру, когда тот взялся за "Тевье-молочника", пришлось белорусской публике по душе, оказалось эмоционально и интонационно понятнее, ближе, чем знаменитые зонги американца Джерри Бока, автора мюзикла "Скрипач на крыше" на эту же тему. Видимо, Бок имел смутное представление о том, как жили евреи в украинских и белорусских местечках.
— Олег Игоревич, ваш трагикомический мюзикл "Шалом алейхем! Мир вам, люди!" идет два с половиной года, и ни разу не было полупустого зала. Скажу пафосно: Ходоско идет на ура. А почему в свой мюзикл вы добавили-таки пару мелодий Бока?
— С еврейской музыкой никогда раньше я не сталкивался. Подумал: ну какой она должна быть? В итоге писал не музыку, а свое представление о ней. В новом театральном сезоне мы аккуратно уберем из спектакля "следы Бока".
— Хорошо, что вы заговорили про новый сезон. Музыкальный театр провел с вами переговоры по поводу еще одного мюзикла — "Жизнь и смерть Янки Купалы". И?..
— Я согласился. Хотя все непросто: начинается действие в 1909-м, когда Купала едет в Петербург, заканчивается его смертью в 1942-м. Стихотворное либретто создает поэт Анатолий Зэков на основе пьесы Анатолия Делендика. Будут звучать стихи Янки Купалы. Есть большое желание снять гения с постамента и рассмотреть вблизи. Показать его в контексте мировой культуры. И чтобы был не памятник, а живой человек с его сильными и слабыми чертами.
— Каким образом вы соединяете поэзию Купалы и жанр мюзикла?
— В музыку я включил… реквием. Траурную мессу. Что, кстати, сразу устранило налет бытовизны и высветило личность поэта. Реквием эпизодами звучит в хоровом пении. Помните: в древнегреческой драме хор был комментатором событий. Реквием появляется в самые трудные моменты жизни Купалы и выступает камертоном эмоций. Персонажей в мюзикле немного: Янка Купала, Павлина Мядёлка, Ежов… Все будут петь. Большая роль отведена балету. Если все получится так, как мы задумали, то жанр, конечно, претерпит… Короче, мы мюзикл полностью обелорусим.
Кстати
2017 год уже принес Олегу Ходоско две премьеры. В Музыкальном появился балет "Вишневый сад", в котором использована его музыка. Более того, композитор помог молодому хореографу Сергею Микелю выстроить драматургию балета. А в Большом вчера и сегодня идут премьерные показы балета Михаила Крылова "Орр и Ора" в музыкальной редакции Олега Ходоско.
— Обычно что или кого вы выбираете для работы? Тему? Театр? Режиссера?
— Мои темы всегда со мной. Уже на консерваторской скамье хотел написать несколько опер: по Чехову — "Черный монах", по Шварцу — "Тень". Написал. Осталась нереализованной мечта создать балет "Носорог" по пьесе Ионеско. Это то, что обычно пишу в стол. Потому что не я выбираю театр, а он меня. А театру, допустим, Ионеско не нужен, а нужно что-то иное. Бывает, театр сделает предложение, я начинаю погружаться в материал и влюбляюсь в него. Если говорить о постановщиках моих произведений, то я счастливый человек. У меня полное взаимопонимание с Раду Поклитару — он поставил на сцене Латвийской национальной оперы балет "Золушка" на мою музыку. Очень нравится работать в Музыкальном театре с Михаилом Ковальчиком. Этот театр активно сотрудничает с белорусскими композиторами — Кондрусевичем, Савчиком, Атрашкевич, со мной. Такое отношение подкупает.
— Вопрос, который нельзя задавать композиторам… Можно ли сочинить что-то новое?
— Вы хотите сказать: все уже придумано до нас… Да, есть семь базовых сюжетов, но новый день несет новые эмоции и мысли, и меняется наполняемость этих сюжетов. Век назад казалось, что дальше в музыке двигаться невозможно. Потом — раз, и появился Стравинский. Раз, и появился Шостакович. Шнитке, Канчели… Но вы правы: проблема существует. Проблема пустоты вместо смысла, когда ничего путного сказать не могут и говорят: "Давайте будем удивлять". Вместо того чтобы играть музыку, стучат по кастрюлям. Не могут дотянуться до Бога — копаются в грязном белье.
— Сегодня для оперной певицы ее фотосессия важнее, чем сам голос. Для композитора-песенника главное не что написано, а как продано. Вы умеете сопротивляться гламуру?
— Я приверженец искусства и менять позицию не хочу. В этом мое сопротивление: несмотря ни на что, работаю и порой ощущаю себя солдатом на войне… Коммерческий успех — призрак. Шоу-бизнесу на постсоветском пространстве исполнилось 30 лет, а что создано? Народ как пел, так и поет гениальные песни Дунаевского, Пахмутовой, Богословского, Зацепина…
— Вы работаете на кафедре композиции. Понятно, что выучить на композитора невозможно, а можно только помочь выучиться. А в каком возрасте вы сами написали первую мелодию?
— Начну с того, что мой отец — композитор Игорь Ходоско — родился в Гомеле. В войну семья оказалась сначала в Сибири, затем в Казахстане. Отец окончил в Алма-Ате консерваторию, встретил мою маму, которая оказалась почти землячкой — из Смоленской области. Отец и мама теперь живут в городе Орле. Вы правы насчет учебы на композитора: одной любви к музыке недостаточно. У нас в доме звучала самая разная музыка: радио, телевизор, проигрыватель, пианино. Звучала музыка отца. Первую мелодию я написал в первом классе на стихи Маршака "По полям бегут ручьи… „. Эту мелодию не так давно использовал, когда сочинял симфонию № 6 "Точка невозврата“ о том, что детство вернуть нельзя.
Музыкальную школу я не окончил. Родителям сказали: „Забирайте. Из него ничего не получится“. Отец, видимо, не поверил, потому что привел меня к знакомой пианистке, и та за год сделала то, что другие педагоги не смогли сделать за шесть лет. Я окончил музыкальное училище с красным дипломом по классу фортепиано. При этом понимал: хорошим пианистом не стану, упущено время, когда надо было развивать мелкую технику. Не расстроился. С 14 лет точно знал: стану композитором. Учиться дальше хотел только в Минске. Проконсультировался у Анатолия Богатырева, основателя белорусской композиторской школы… Судьба сложилась в Минске.
— А где вы сочиняете? В квартире?
— У меня нет фортепиано. Зато есть миди-клавиатура, подключенная к компьютеру, с ее помощью записываю музыку. А придумываю везде: по дороге на работу, например. Ехал в „Вечерку“ на интервью — мелодия пришла. Открыл нотную тетрадь — сделал запись.
— Покажите!
… И он достал из кожаного портфеля, который только сейчас мы и заметили, большую зеленую книжицу. Рассказал, что мозг работает постоянно, а озарения приходят, когда уже надо спать: голова на подушке может выдать совершенно неожиданное решение музыкальной темы. Музыка с ним всегда и везде: своя и чужая. А самая прекрасная — музыка лесного утра с ветром в кронах деревьев и птичьим разговором…
Справка „ВМ“
Олег Ходоско — композитор, педагог, доцент Академии музыки, лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Родился в 1964 году в Алма-Ате. Окончил Белгосконсерваторию. Автор шести симфоний, балетов „Золушка“, „Золотой ключик“, „Дюймовочка“, „Зал ожидания“, опер „Тень“, „Черный монах“, мюзикла "Шалом алейхем! Мир вам, люди!". Написал музыку к кинофильмам "Пойти и не вернуться", "Масакра", спектаклям Купаловского театра "Не мой", "Ивонна, принцесса Бургундская“ и другим.
Светлана ШИДЛОВСКАЯ Вечерний Минск. - 2017. - 29 июн.
|