Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Композитор Олег Ходоско: "Мне хотелось уйти от восприятия Купалы как бронзового памятника" (Сергей Трефилов, "Комсомольская правда", 12.06.2018)

Композитор Олег Ходоско: "Мне хотелось уйти от восприятия Купалы как бронзового памятника" (Сергей Трефилов, "Комсомольская правда", 12.06.2018)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

Композитор Олег Ходоско: "Мне хотелось уйти от восприятия Купалы как бронзового памятника"

У белорусского композитора Олега Ходоско лето выдалось богатым на премьеры в Музыкальном театре. Причем какие! 28 и 29 июня покажут музыкальный спектакль "Жизнь и смерть Янки Купалы", а 12 и 13 июля - балет "Титаник"
inx960x640
Композитор рассказал "Комсомолке", удалось ли ему избавить Купалу от налета забронзовелости, какой станет его "Малітва", которую прославили "Песняры", и зачем в "Титанике" прозвучит спиричуэлс

- Олег, что же лежит в основе спектакля о Купале - его биография или поэзия? Все-таки название спектакля - "Жизнь и смерть Янки Купалы"…

- Однако это не биография, скорее, философское осмысление судьбы классика. Да, в спектакле будут биографичные эпизоды, но там немало и вневременных вещей. И через всю постановку пройдут вкрапления фрагментов реквиема, ведь рабочее название спектакля - "Реквием по Купале". Когда я начал работать, еще не было готового либретто. Имелась литературная основа - пьеса драматурга Анатолия Делендика, созданная по книге Павлины Меделки "Сцежкамі жыцця". А еще массив стихов Купалы, откуда я выбирал наиболее близкие моей музыке произведения. Так и вдохновлялся. Вообще, суть спектакля, как мне кажется, передают слова песни Игоря Талькова "К Виктору Цою": "Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты, их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты".
wx1080
- Этот год не юбилейный для Купалы - то есть будущую премьеру нельзя упрекнуть в том, что она для галочки…

- Мне вообще хотелось уйти от восприятия Купалы как бронзового величественного памятника. Это человек со своими страстями и слабостями, живой и переживающий. И с невероятной внутренней силой. А еще хотелось показать Купалу не только как белорусского поэта, но и как фигуру мирового культурного пространства. Музыку в этом смысле поддерживает и сценография Ильи Подкопаева - там будет настоящий космос!

- Музыкальный спектакль подразумевает смешение стилей и включение произведений разных жанров.

- В "Жизни и смерти…" идет немало смешений. Изначально с режиссером Михаилом Ковальчиком (а это наша третья совместная работа в Музыкальном театре) мы хотели сделать мюзикл в духе "Нотр-Дам де Пари", и такой пласт остался в постановке. Но когда в нашу творческую группу влилась наш знаменитый балетмейстер Наталья Фурман, речь пошла и о по-настоящему балетной линии, а не о подтанцовке, как это виделось прежде.
wx1081
- С каким героем из популярных мюзиклов и музыкальных спектаклей можно сравнить Купалу в спектакле?

- Наверное, по характеру нашему Купале ближе всего граф Рязанов из "Юноны" и "Авось". Это одновременно и лирический персонаж, и человек со стержнем, который остро переживает все происходящее. Буду рад, если такое впечатление смогут передать актеры.

- Какой факт биографии Купалы и какое его произведение вас впечатлило за время работы больше всего?

- Купалу-поэта открыл для себя заново. Ведь в стихи влюбляешься тем больше, чем больше их читаешь. А как композитор я все свое внимание концентрировал на истории Купалы и Меделки. Я сказал бы, что это спектакль о невозможности любви в данных обстоятельствах.
wx1082
- Пробовали экспериментировать со стихами, которые уже стали популярными песнями?

- Будет "Малітва" - на эти стихи уже писали Олег Молчан (ту знаменитую песню исполнял Владимир Мулявин) и Владимир Курьян. Но это будет совершенно иное произведение.

В "ТИТАНИКЕ" ПРОЗВУЧИТ ВАЛЬС, КОТОРЫЙ ИГРАЛИ НА БОРТУ ПОГИБШЕГО ЛАЙНЕРА

- В постановку балета "Титаник" вы влились не так давно…

- Потому-то и музыка создается параллельно с постановочным процессом - я приношу материал, и балетмейстер тут же на мою фонограмму начинает работать. Конечно, музыка постоянно дорабатывается, учитываю пожелания балетмейстера и дирижера. А вообще, если бы не приглашение театра, сам за эту тему я вряд ли взялся бы. Ведь как корабль назовешь…
wx1083
- Насколько балет для вас неожиданное поле деятельности?

- Это не первый мой балет. И если говорить о премьерах, то балетная школа Марины Вежновец в мае показала премьеру моей редакции балета "Дюймовочка" в Вильнюсе. Так что какой-то период работал над тремя спектаклями сразу. И пусть музыка для "Жизни и смерти Янки Купалы" была написана уже год назад, со вступлением в дело Натальи Фурман пришлось что-то дописывать.

Балетная тема, может, и не совсем моя. Но она мне очень интересна. Композитор, пишущий симфоническую музыку, все делает сам. А здесь ты работаешь в связке с балетмейстером и дирижером. Или вовсе бросаешься из огня да в полымя: когда делал редакцию балета "Ор и Ора" в Большом театре, мне пришлось внедриться в музыку техно.

- Кстати, в "Титанике" публика услышит дух начала ХХ века?

- Мало того, у нас используется музыка времен первого и последнего плавания "Титаника". А вальс "Осенний сон" абсолютно точно звучал на борту корабля! Будет звучать и моя стилизация под спиричуэлс. Надеюсь, это будет яркий балет - тем более это моя вторая работа с Сергеем Микелем, очень интересным балетмейстером, молодым учеником Валентина Елизарьева.
wx1084
НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Билеты на первые показы "Жизни и смерти Янки Купалы" (10 - 14 рублей) и "Титаник" (12 - 15 рублей) уже в продаже. Также в Музыкальном театре идет спектакль "Шалом алейхем! Мир вам, люди!" с музыкой Олега Ходоско по мотивам произведений Шолом-Алейхема и "Свадьба в Малиновке" в редакции композитора. В Большом показывают его редакцию балета "Ор и Ора", а в Купаловском - "Не мой". Музыку композитора к этому спектаклю отметили Национальной театральной премией.

Сергей ТРЕФИЛОВ
Комсомольская правда. - 2018. - 12 июн.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: