« Назад Наталии Гайда — 80, и в это невозможно поверить Гайда. Звонкий луч солнца Наталия Гайда — как звонкий луч солнца в витражной мозаике, заполняющий цветными красками все вокруг. Освежая чувства, радуя, вдохновляя. Мы все ее благодарная публика, ее поклонники. Кто-то даже с полувековым стажем! Завтра у примадонны Белорусского государственного академического музыкального театра юбилей, который театр отметит ярким гала-концертом. Приедут многочисленные гости, лучшие голоса оперетты и мюзикла из Москвы, Петербурга, Харькова, Баку, Оренбурга, Барнаула, Иркутска, Караганды, других городов. В том числе из родного для Наталии Викторовны Свердловска, нынешнего Екатеринбурга. Некоторые из артистов, связанные жесткими международными контрактами, специально освободили этот день в своих графиках для ее праздника — обычно так планируют встречи с любимыми. Немало прекрасной музыки прозвучит завтра в ее честь, многие мелодии никогда еще не исполнялись в Беларуси. Иные артисты готовили общие сюрпризы для Гайды за тысячи километров друг от друга: всем хочется преподнести Наталии Викторовне что-то особенное. Хотя далеко не все, кто хотел бы спеть в ее день, выйдут на сцену. "Мы буквально с кровью в сердце сокращали программу концерта, вычеркивали имена, в противном случае получилось бы этакое "Кольцо нибелунга", на все четыре вечера", — не без сожаления говорят в дирекции театра. Впрочем, публика и так четыре вечера подряд с Наталией Гайдой. Черепахой Тортиллой в минувшую субботу вышла она к своим юным поклонникам в спектакле "Буратино.by". Через день обернулась Ведуньей в мюзикле Владимира Кондрусевича "Софья Гольшанская". А вчера зал снова неистовствовал, овациями провожая артистов "Сильвы". Только теперь в своей любимой оперетте Кальмана Гайда была не Сильвой, а княгиней Веллерсхайм. Впрочем, каждой своей роли она отдается все с тем же азартом, все так же сверкает глазами и завораживает голосом. И завтра не раз поднимется на сцену: у нее также припасены свои музыкальные подарки для гостей и публики. Обычно даже не стоит рассчитывать, что артист с таким количеством спектаклей (и, разумеется, с еще большим числом репетиций между ними) согласится на интервью. Однако Наталия Гайда, которая свой 80-летний юбилей называет "просто этапом", приглашает нас в театральную гримерку сразу же, как у нее выдается недолгая пауза между репетициями. Встречает у входа и приглашает следовать за ней, двигаясь так стремительно, что нам приходится ускорить шаг... Справа у зеркала гримерной наш фотограф отмечает старую черно-белую фотографию: "Какая женщина! Можно сразу с ума сойти... Это вы?" "Ах, встретили бы вы меня 50 лет назад, как говорила одна из моих героинь", — с улыбкой парирует Наталия Викторовна. Так мы и начинаем нашу беседу. — Наталия Викторовна, у вас ведь еще один юбилей на подходе. Как раз 50 лет назад случилось то, что навсегда связало вашу судьбу с Беларусью. — Действительно, минский Театр оперы объявил конкурс на баритона и мой муж его выиграл. "Натик, такой красивый город!" — это было первое, что он сообщил мне по телефону. Был май, цвели каштаны, которых мы с Юрой никогда прежде не видели — у нас на Урале каштанов ведь нет. Правда, вдвоем мы приехали сюда уже осенью, но город с первых минут очаровал и меня. Хотя квартира, которую нам дали, оказалась фактически на окраине Минска: окна выходили на Комаровку, она была тогда вполне официальной деревней. Собственно, весь город, каким мы его знаем сегодня, возникал на наших глазах. Наш город. До того Наталия Гайда и Юрий Бастриков, легендарный баритон белорусской оперы, пели ведущие партии в Свердловском театре оперы и балета. Потом еще год вместе — в нашем Большом. После чего она ушла в музыкальный театр, который только что открылся. В 2020 году на этой сцене будут отмечать уже полувековой юбилей театра. В планах — возобновить мюзикл "О, милый друг!" по Ги де Мопассану. — Когда-то я играла в нем Мадлену Форестье, — вспоминает Наталия Викторовна. — Теперь моя роль — Вирджиния Вальтер, "40-летняя старуха" — так у Мопассана. В наше время этот возраст воспринимается, конечно, иначе. Хотя... Ладно, будем считать, что мне 40 лет. — Наверняка во время творческих встреч часто спрашивают, как вам удается так выглядеть? — Ну, этого требует сцена... В 45 лет, когда еще пела молодых героинь, вполне соответствуя им голосом и фигурой, я обнаружила, что моя жизнь в Сибири и привычка мыть лицо с мылом не прошли даром. И я сделала подтяжку, продлив жизнь этим героиням до моих 50-ти. А в 50 отказалась от всех таких ролей, оставив себе только Розалинду, "Летучую мышь". — Говорят, и режиссеры, и руководство театра были категорически против вашего решения. — На худсовете об этом прямо так и сказали: капризы примадонны. Но дело в том, что внутренне я переросла молодых героинь, сама себе перестала верить, что влюбляюсь в первый раз. Розалинда — другое дело, она взрослая, замужняя, пережившая все фазы любви. Хотя я все равно осталась героиней, только без возраста: в спектаклях "Хелло, Долли!", "Стакан воды", "Дорогая Памела"... Но ничего больше со своим лицом не делала и не делаю. И когда слышу откровения сегодняшних артисток про спа, фитнесы, бассейны, всякий раз про себя задаю вопрос: когда же они работают? Мне, например, жалко времени на такое, да и к чему спортзал, когда в 11.00 ты уже на работе, где с самого утра — песни, танцы, а вечером — спектакль? — А хотелось бы вам что-то переиграть в своей жизни? — Разве что в самом начале — быть смелее, активнее, больше верить в себя. Никогда родители не говорили мне, что я талантлива или красива, наоборот, только и слышала, мол, в кого ты такая курносая? — Да вы что?! У меня и вопрос был заготовлен про то, помогала или мешала вам в жизни ваша красота. — Когда обо мне снимали фильм, режиссер обратилась к моему мужу: "Юрий Георгиевич, вот ваша жена, красивая женщина"... На что он, честнейший человек, возразил: "Нет, она не красивая. Но такая обаятельная!" Перед этим Юра очень хвалил меня как артистку, и я очень хотела, чтобы его мнение о моей внешности также вошло в фильм. Чтобы все поняли, что, когда он меня хвалил, это тоже было искренне. Но в фильме этой фразы нет. — Сейчас меня держит работа. В принципе, кроме своей профессии, я ничего не умею. У меня даже никогда не было никакого хобби, не связанного с театром, наверное, это плохо. Всегда говорю, что я какой-то ограниченный человек. — Но не станете спорить с тем, что искусство — жестокая штука? — Не стану, конечно. Хотя, думаю, в любой профессии есть свои нюансы, свои жестокости. Как и счастливые случайности, определяющие судьбу. Пожалуй, это главное в жизни — верить в ее подарки и встречать судьбу в полной боевой готовности. Ирина Завадская |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by