Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Екатерина Дегтярева: образ березы объединяет всех славян (Ольга Вострикова, "Тула-Бренд", 17.01.2022)

Екатерина Дегтярева: образ березы объединяет всех славян (Ольга Вострикова, "Тула-Бренд", 17.01.2022)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

Екатерина Дегтярева: образ березы объединяет всех славян

Январь может уступить место весне не только в новогодней сказке. Солнечным теплом и ароматом живых трав наполнился читальный зал Городской библиотеки №6 в минувшую субботу.

Творческая встреча с флористическим мотивом "Вы шумiце, шумiце, нада мною, бярозы" открыла для читателей Год народного искусства и нематериального культурного наследия. В роли ведущей выступила Ольга Вострикова - выпускающий редактор проекта "Дружба народов", который реализуется НКО "Ассоциация независимых сайтов" при поддержке правительства Тульской области. А почетной гостьей стала актриса Белорусского государственного академического музыкального театра Екатерина Дегтярева.

iwvR3E9GU0k

Напомним, 12-16 января на тульской сцене артисты из Беларуси представили "Сильву", "Свадьбу в Малиновке", "Труффальдино из Бергамо", "L’amour, l’amour — любовь, любовь", спектакль для детей "Снежная королева" и праздничный концерт "Звёзды театра сияют для вас".  

Программа началась с рассказа о визите в Тульскую область руководителя ВИА "Сябры" Анатолия Ярмоленко летом 2018 года. Ведь названием мероприятия стала строчка из песни именно этого коллектива. А после небольшой фотопрогулки по Центральному ботаническому саду Национальной академии наук Беларуси, председатель Национально-культурной автономии белорусов Тулы А.М. Шикалов, выступил с приветственным словом к белорусской гостье.

- Тема берез мне особенно близка. Моя фамилия по мужу – Дегтярева. Деготь – продукт, получаемый от березы, - заметила Екатерина. – Но мне нравится эта тематика и в песнях. Есть белорусский романс на стихи поэтессы Эди Огнецвет. Музыку написал Юрий Семеняко.

Я тужыць не стану па табе,
Не хачу схіляцца у журбе.
Нібы толькі прыгадаю
Белы, белы гоман гаю,
Маладзік над гаем у журбе.
Маладзік над гаем у журбе.

Ты жыві – не ведай горкіх слоў.

Ліст бярозавы сарвецца,
Да акна твайго памкнецца.
Гэты ліст не знае горкіх слоў.
Гэты ліст не знае горкіх слоў.

Не шкадуй мяне і не гукай,
Замялі снягі далёкі гай.
Толькі ходзіць на світанне
Рэха нашага кахання,
І жыве, гамоніць белы гай.
Толькі ходзіць на світанне
Рэха нашага кахання,
І жыве, гамоніць белы гай.*

Береза, мне кажется, объединяет всех славян. Это олицетворение нашей души.

- В древности считалось, что береза оберегает людей от злых сил и негатива. Но сегодня речь не только о ней. Когда мы смотрели фотографии из ботанического сада, мне с грустью подумалось, что красивая традиция дарить артистам после спектакля цветы, к сожалению, уходит в прошлое.

- Не соглашусь. Для меня всегда очень ценно, когда зрители приходят с цветами. Радуюсь любым букетам. Начиная от самых простых ромашек.

- А любимые цветы есть?

- У моей бабушки был частный дом. Там она выращивала обычные тюльпаны и нарциссы. Они на всю жизнь остались для меня самыми дорогими. Сейчас много роскошных гибридных сортов. Но мне милей те простые и натуральные виды - нежные и скромные весенние цветы с чудесным ароматом.

- Мы начали погружаться в воспоминания о Вашем детстве. Вы родились в Гомеле?

- Да, в простом рабочем районе. Жила в типовом пятиэтажном доме, который называется "хрущевкой". У нас был очень дружный двор. Мы всегда вместе выходили гулять. Летом расстилали на газонах коврики, играли с куклами.

- А "секретики" делали?

- Конечно! Раскладывали на фантик, а лучше на фольгу от конфеты, цветочки, закрывали стеклышком и аккуратно присыпали землей. А потом прибегали смотреть на свое сохраненное сокровище.

Еще одно светлое воспоминание касается летних месяцев, проведенных с бабушкой в деревне. Мы туда выезжали, как на дачу. Считаю себя счастливым человеком, потому что застала те времена, когда можно было бегать босиком по песку. Хорошо помню дом с соломенной крышей и запах керосиновой лампы. Хотелось бы вернуться в те годы. Сейчас многое изменилось, и деревни почти нет.

Из детских увлечений помню, что мне нравилось заниматься цветами. Даже разводила их. У нас при школе была теплица. Второе важное направление - музыкальная школа, которую я с удовольствием посещала. Всегда любила петь. Наверно это передалось от предков. У меня пели и бабушки, и дедушки.

- Выходит, свое предназначение чувствовали с детства?

- Быть певицей или актрисой не мечтала, но, как оказалось, именно увлечение музыкой вывело меня в жизнь.

- В 1996 году молодая выпускница Гомельского колледжа искусств приехала в Минск, чтобы продолжить свое образование и стать профессиональной актрисой. Сейчас 90-е годы вспоминают, как что-то ужасное. Не страшно было покидать родной дом и отправляться в неизвестность?

- У меня нет ужасных воспоминаний о 90-х. Скорей даже присутствует ностальгия. Это было интересное время - вдруг стало можно говорить все и обо всем. Расширялись горизонты, появлялись новые возможности. Литературные издания того времени раскрыли людям многое из того, что ранее считалось недоступным. Не скажу, что все было идеально. Как-то на книжном рынке мне довелось приобрести сборник частушек, а они оказались нецензурными. Так я и не научилась их петь. Но этот пример показывает, насколько в 90-е все вдруг стало разрешено.

- Итак, Вы приехали в Минск и поступили в академию искусств. С 2000 года работаете в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.  

Как сообщается на его сайте, "вокальные данные, тонкая музыкальность и хорошая хореографическая подготовка" позволяют Вам успешно работать в разножанровых спектаклях и концертных программах театра. На счету почти полсотни ролей. Только в текущем репертуаре – их 20. От Бабы Яги до жены советника посольства в "Веселой вдове". Миссис Бэнкс в "Мери Поппинс" и Матрена в спектакле "Летучий корабль", Миссис Пирс в "Моя прекрасная леди" и мачеха в "Золушке".

Как удается находить и удерживать в себе столько разных характеров?

- Сама не знаю. Как-то мы общались с актрисой Светланой Пенкиной, и она мне сказала: "Вы знаете, Катя, у Вас скрытый темперамент". Наверно, этот самый природный темперамент и дает мне возможность справляться. Он выплескивается, когда появляются характерные роли.

- Что хотелось бы сыграть?

- Всегда хочется сыграть то, что тебе не дано. Интересно было бы попробовать воплотить лирическую героиню. Но пока у меня другая миссия.

- Филармоническая публика отмечает, что по-настоящему открыла Вас для себя в "Песне пра долю". Расскажите об этой своей работе.

- Работу в таком замечательном материале мне предложила известный музыковед Ольга Брилон. Естественно, я сразу же согласилась. Это был шанс проявить себя, передать зрителям и слушателям свои чувства, свою душу и душу своих предков. Мне хотелось рассказать о простом человеке, который переживал чувства радости и горечи, любви и утраты. И вот словно пришло время.

- Насколько я знаю, там была невероятная и очень интересная история с костюмами.

- Как я уже говорила, что лето проводила с бабушкой в деревенском доме. И там, каким-то чудом сохранилась одежда, которую они когда-то носили. Каждый год бабушка доставала сундук и проветривала эти вещи. А я с восхищением рассматривала старинные вышивки. До сих пор для меня загадка, как это можно было сотворить руками, без специальных приспособлений и из самых простых материалов. И вот все наряды достались мне.

Когда началась работа над "Песней пра долю" встал вопрос о костюмах, и я предложила использовать свое наследство. Это непередаваемое чувство, когда выходишь на сцену в подлинном народном наряде, который вышивала твоя бабушка или прабабушка. Это и оберег, и ответственность, которая заставляет не только помнить, но и быть достойной своих предков. Ты понимаешь, что тебе тоже нужно что-то передать своим детям, вырастить их не только физически, но и духовно. Сейчас эти вещи я храню у себя дома. Надеюсь, что однажды они будут интересны и моим детям.

- Любящая мама, успешная актриса, современная женщина, умеющая ценить прошлое и думать о будущем. Екатерина, в Ваших словах совсем нет наигранности, только искренность и подлинная целостность жизни.

- Все заложено с детства. Настоящая отдушина для меня – общение с единомышленниками и возможность разделить с ними свое мировосприятие. 

Беседа с Екатериной Дегтяревой продолжилось в ходе флористического мастер-класса. На память о встрече в библиотеке каждый посетитель своими руками сделал книжную закладку, украшенную засушенными цветами и травами.

- Спасибо, что Вы затронули такую красивую тему. Мне казалось, что в нашем цифровом мире очень мало места для растений. Флористика – это волшебство. Всегда хочется сохранить мимолетную и стремительно уходящую красоту цветов. Боже, это такое счастье! Я словно попала на другую планету, - поделилась впечатлениями актриса.

Беседовала Ольга Вострикова
"Тула-Бренд". - 2022. - 17 янв.
* Текст романса "Я тужыць не стану" в интернете опубликован впервые (расшифровка Владимира Васькова).



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: