Гастроли Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии
« Назад КАКОВО ЭТО, БЫТЬ АКТРИСОЙ В БЕЛАРУСИ. КАК ЖИТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ — ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР С АЛЕКСАНДРОЙ ВОЙЦЕХОВИЧ Зачем актерские техники нужны в жизни обычным людям? Действительно ли современные дети на дух не переносят театр? Обо всем этом журналистка VELVET.by поговорила с артисткой театра и кино, преподавателем, автором книги для детей Александрой Войцехович. — Профессию выбрала еще в детстве — у меня не было особых сомнений в том, что я стану актрисой. Чувствовала себя на сцене комфортно, получала удовольствие от выступлений. Хотя семья у меня вообще не театральная: папа — строитель, мама пробовала себя в разных сферах, но творчеством никогда не занималась. Мы с братом выбрали далеко не приземленные профессии: я стала актрисой, а брат музыкантом. К своей мечте я шла довольно долго: в течение четырех лет пробовала поступать в театральные вузы и в Минске, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Я стабильно доходила до последних этапов отбора — и на них вылетала. Во ВГИК, к примеру, я, вчерашняя одиннадцатиклассница, проходила на платное отделение. Единственный вопрос, который мне задали на финальном собеседовании: "А кем работают ваши родители? Они смогут оплатить вашу учебу"? Я честно призналась, что мама с папой финансово не потянут это. В итоге получила два балла и вернулась в Минск. Но желания сдаться не возникло ни разу. Верила в то, что рано или поздно поступлю. — Сейчас часто говорят о том, что одно из важных качеств успешного человека — это толерантность к неопределенности. — Не буду лукавить: психологически это все далось мне сложно. Спасало то, что я любила дело, которым занималась, и видела, что у меня неплохо получается. Плюс вспоминала истории знаменитых актеров — многие из них и по шесть раз пытались поступить. Такие примеры доказывают: неудачи в актерском мире — это нормально. Но да, толерантность к неопределенности действительно получилось развить. Я понимала, что на творческих экзаменах все в большой степени зависит от удачи. Это не тест по математике, где достаточно просто подсчитать количество набранных за верные ответы баллы и на основании этого определить лучших абитуриентов. У актеров все иначе — на экзаменах нет объективных критериев оценки. Кому-то в комиссии нравятся брюнетки, а кому-то блондинки… Бывает, что уже заранее известно, какой дипломный спектакль будет ставить мастерская, и тогда студентов сразу подбирают под нужные типажи. Например, у невысоких девушек гораздо меньше шансов поступить изначально. Обычно миниатюрных барышень набирают одну — две на курс, не больше. Дело в том, что высокий человек на сцене выглядит нормально, а невысокий кажется зрителям очень уж маленьким. Маленькие актеры востребованы разве что в кукольном театре. С годами у меня появился опыт: я уже представляла, какой отрывок следует читать этому мастеру, а какой — тому. Знала, какие нюансы есть в каждом из вузов. Но даже при таком раскладе очень много зависит от господина Случая: сколько людей придет на экзамены, какие люди будут с тобой в десятке — если много тех, кто внешне похож на тебя, то шансы поступить у тебя минимальны. — Родные не давили из-за того, что вы не с первого раза поступили? Для многих семей это становится настоящей трагедией. — Нет, они восприняли все довольно спокойно. К тому же, я сперва поступила в колледж искусств, а вузы стала штурмовать уже после этого. Как раз после того, как я закончила школу, в колледже был экспериментальный набор на специальность актер драматического театра и кино. Уже закончив колледж, поступила в Академию искусств на специальность актриса музыкального театра. Еще на первом курсе стала работать в Белорусском государственном академическом музыкальном театре, в Современный художественный театр меня тоже взяли. Чуть позже в моей жизни появился театр "Территория мюзикла". — Насколько реально в Беларуси жить на зарплату актрисы? — Выживать реально, а вот жить — вряд ли. В какой-то момент любому белорусском актеру необходимо сделать выбор: или уйти из профессии вообще и искать что-то более денежное, или крутиться и думать, где можно подработать. Многие становятся аниматорами, мимами на свадьбах, берутся вести детские театральные кружки… На энтузиазме долго не протянешь: ты поступаешь на энтузиазме, учишься на энтузиазме, несколько лет работаешь на энтузиазме, а потом суровая реальность разбивает розовые очки. Здорово, конечно, если есть кто-то, готовый тебя материально обеспечивать, тогда можно сосредоточиться на творчестве и не думать о хлебе насущном. Но если нет — приходится крутиться. Те, кто остаются в профессии, делают это только потому, что без сцены жить не могут. Опять же, нюансов в профессии хватает. Это не только овации зала. Это еще и куча репетиций, за которые тебе не платят, и специфический график работы — ты не можешь провести вечер с семьей, потому что допоздна пропадаешь в театре. И понятие праздник у актеров отсутствует: сколько раз у меня было, что я 31 декабря едва успевала вернуться домой до наступления Нового года. Ну, а выступить в детском спектакле второго января — это святое дело. Однако самое сложное все-таки испытание безденежьем. Больно становится, когда ты внезапно осознаешь, как много работаешь, и как мало получаешь. Особенно трудно приходится семьям, где оба супруга личности творческие. Так было и в моей семье: я актриса, муж актер… В итоге супруг был вынужден пойти переучиваться на программиста. Сейчас я помогаю абитуриентам готовиться к поступлению в театральные вузы и сразу честно предупреждаю: "Начинайте думать уже сейчас, где и кем вы сможете подрабатывать". Спасение для белорусского актера — это съемки в кино. Тогда ты за один съемочный день можешь получить свою месячную зарплату в театре — и это еще не самый высокий гонорар. Российские компании обожают снимать у нас фильмы, потому что для них белорусские тарифы смешные. А нам суммы гонораров кажутся весьма неплохими. Но опять же — можно успешно сняться в фильме, а потом несколько лет сидеть без ролей в кино. Это очень нестабильные деньги. — А вы чем занимаетесь помимо работы в театре и съемок в кино? — Я из тех, кто никогда не сидит на месте. В творческом мире мне интересно все. Буквально с первого курса я преподавала в театральных студиях. Но быстро поняла, что это не совсем мое. Когда работаешь с маленькими детьми, то занимаешься больше воспитанием, а не обучением актерскому мастерству. И вроде как все были довольны, но я чувствовала, что до конца не реализую себя. Потом меня пригласили поработать с персоналом в одном элитном минском ресторане. — Зачем официантам актерское мастерство? — В Европе и США уже активно преподают актерское мастерство для бизнеса и жизни, но в Беларуси это пока звучит довольно загадочно. Опыта работы с персоналом у меня самой не было, но я решила попробовать — интересно же! Здорово, что рискнула — действительно интересная задача была. И мне безумно понравилась эта тема. Актерские техники пригодятся в жизни любому, не только официанту. Эти техники учат людей раскрепощению, живому общению, помогают начать СЛЫШАТЬ собеседника, улучшают речь. Белорусы зажаты, для них любой "внеплановый" вопрос — это дикий стресс. У нас нет культуры small talk. Простой пример: англоязычные гости заведения спрашивают у официанта, что он мог бы посоветовать им посмотреть в Минске — и человек теряется. Он легко расскажет наизусть меню, которое зубрил, но любая ситуация, хоть чуть-чуть отличающаяся от шаблонной, ставит его в тупик. К тому же актер отличается от обычного человека тем, что умеет себя подать, знает, как нужно выглядеть и как себя вести, чтобы расположить к себе собеседника. Всему этому можно научиться. Актеры еще и неплохие психологи. Мы же, когда вживаемся в роль, осмысливаем своего персонажа, определяем, почему он поступает так, а не иначе. И это ценный опыт — представлять себя на месте другого. Теперь ко мне на тренинги актерского мастерства для бизнеса и жизни приходят люди из самых разных сфер. Кто-то признается, что чувствует себя зажатым во время переговоров. Кто-то теряется при виде начальника и начинает мямлить что-то нечленораздельное. Кто-то не умеет налаживать отношения — у человека постоянные конфликты и на работе, и в семье, а друзей нет и не было. Недавно вместе с Юлией Пальчевской мы запустили проект "Мадам cherchez la femme". Хотим помочь женщинам найти себя, работая и над внутренним, и над внешним преображением, — будет эдакий синтез коучинга с актерским мастерством. Программы самые разные. Например, как стать коучем для своего ребенка, как правильно направлять, чтобы не травмировать. Планируем помогать и мамам после декрета — ведь после трех лет дома многие женщины боятся выходить на работу. — Кстати, а сами вы долго в отпуске по уходу за ребенком были? — Формально, я еще в нем нахожусь — моему сыну нет трех лет, только на днях он пошел в детский садик. Но работать я начала уже давно: благо, у нас с мужем гибкие графики, мы можем заменять друг друга дома. Я не из тех мам, которые могут заниматься только ребенком, — понимаю, что для этого нужно особое призвание. — Знаю, что в декрете вы еще успели написать детскую книгу "Жизнь Рюшечки". — Я фанат книг, с детства обожаю читать. Да и у сына любимые игрушки — это книги, он любит, когда ему читают. Нам нравится ходить по книжным магазинам, где есть игровые зоны. И вот однажды я подумала, а почему бы мне самой ни написать детскую книжку? Пошло все легко: села и написала. Было много мыслей, которыми хотелось поделиться. "Жизнь Рюшечки" — это история девочки, которая решила заранее написать свою жизнь. Естественно, получалось совсем не так, как она намечтала. Ведь в реальном мире далеко не все идет по плану, но в то же время если очень постараться, можно исправить ситуацию. В книге я говорю о сложных темах простым языком: как отпускать обиды, как искать позитив, как справиться с потерей близкого. — То, что вы актриса, в материнстве как-то помогает? — Наверное, да. Я умею играть с ребенком — и мне это действительно интересно. Нахожусь с сыном на одной волне. У меня есть роли в детских спектаклях — Красная Шапочка, Буратино, Голубой Щенок, Золушка, Золотой цыпленок — поэтому неплохо владею техниками, позволяющими управлять детским вниманием, знаю детскую психологию. — Существует миф о том, что современных детей невозможно загнать в театр. Так ли это? — Это неправда. Не детей не загнать в театр, а их родителей. Дети делают то, что делают их мама и папа. Если в семье принято читать книги, то и дети будут читать книги. Но чего ждать от них, если родители ограничиваются лишь чтением переписки в социальных сетях? Если взрослые любят театр и ходят туда, с раннего возраста водят детей на спектакли, то и дети будут также относиться к искусству. В этом я убеждена. Юлия Василюк |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by