« Назад Любовь, утонувшая ввысь: Балет "Титаник" в Калининграде завершился овациями Такие культурные события остаются в памяти надолго. Или навсегда. В Калининград белорусские актёры приезжают не в первый раз. Зрителям они уже знакомы, о них помнят, о них вспоминают, кто-то даже ждёт. Вот и третий их визит не обошёлся без аншлага. Большинство билетов раскуплено, надежда только на приставные места в проходах. Простой деревянный стул в одночасье стал на вес золота. Сложившаяся ситуация, конечно, не могла не обрадовать художественного руководителя белорусского театра Адама Мурзича. — Я так избалован приёмом россиян, — отметил он, — Замечательно, что они кричат: "Любо белорусы, спасибо, приезжайте!". В Калининграде публика особенная — воспитанная. Впрочем, город у вас такой, что к вам постоянно приезжают выдающиеся деятели, и вас мало чем удивишь. Но я уверен, что тот потенциал, те постановки, которые мы привезли, и та музыка, которую мы исполняем, уровень имеют достойный. Адам Османович руководит театром уже дано, хоть и получил назначение на должность, не будучи театралом в традиционном смысле. На протяжении сорока лет Мурзич преподавал вокал, и многие его выпускники работают сейчас в российских театрах, что, несомненно, ещё больше роднит белорусского татарина с россиянами. По словам художественного руководителя, он в основном занимается вкусом, доверяет творцам, следит за опрятностью вокального исполнения и как педагог наблюдает за дисциплиной. Недавно на базе Минского музыкального театра был создан театр имени Геннадия Гладкова "Территория мюзикла". Адам Мурзич уверяет: всё, что было написано Гладковым для сцены, поставлено в их театре. — С российскими композиторами держим постоянную связь. Сейчас Лебедев на очереди, готовим премьеру "Милого друга", — признался худрук. — Возможно, примемся за "Трёх мушкетёров" или за "Гардемаринов" того же Лебедева. Наш репертуар наполнен произведениями ваших композиторов. Но это не значит, что наши спят. Вот, к примеру, Олег Ходоско опережает всех в театре. "Титаник" тоже его работа. Напомнив о взаимопроникновении культур, Адам Османович коснулся и отрицательных моментов. По его словам, Белоруссию заполонила российская попса, концентрирующая вокруг себя массу поклонников. "Но ничего, у нас тоже есть свой зритель, — констатировал руководитель. — Правда, ставить приходится и много нового, что для музыкального театра довольно трудно. Поэтому новинки сочетаем с постановками, проверенными временем. Стараемся держать баланс". Секрет успеха, и немного о "Титанике" Являясь заложником стереотипов, трудно принять верное решение. Идти или не идти на балет? Отпугивает элитарность сценической постановки. Не будет ли мне скучно, смогу ли я понять, о чём речь, не прочитав либретто, и не потрачу ли я деньги впустую? Доводы "за" перевешивают: во-первых, название "Титаник", а во-вторых, есть только один шанс увидеть его на калининградских подмостках. Секрет в том, что балетмейстер — молодой выпускник Минской академии музыки Сергей Микель. Его талант был оценён ещё при защите дипломной работы, которой стал балет "Вишнёвый сад". Обе постановки отошли от классических канонов и представляют собой балет современный, более понятный для зрителя. На правах дилетанта предположу, однако, что "Титаник" является отправной точкой для всех желающих сблизиться с элитарным искусством. Современный взгляд на классику — это длинная лестница, ступая по которой мы, возможно, достигнем определённого уровня и станем настоящими знатоками искусства. И даже сможем смаковать "Лебединое озеро". — Хотелось очертить эпоху, — рассказал Сергей Микель. — Мы пытались изобразить картину начала XX века не только с помощью музыки, но и за счёт декораций, костюмов, хореографии того времени. "Титаник" ведь не только судно, но и образ всего общества, его несправедливого расслоения. Высший свет порхает под звуки вальса, а пассажиры второго класса довольствуются танго, бедняки же и вовсе рады шотландским и ирландским мотивам. Надеюсь, нам удалось донести правду той исторической атмосферы. Если вы не большой поклонник балета, но в театр ходите с завидной регулярностью, у вас может возникнуть ощущение бесконечного ожидания. Будучи современным балетом, "Титатик" включает такие танцевальные сюрпризы, как хождение по сцене. Мне даже показалось, что неспешно перемещающийся капитан лайнера вот-вот произнесёт: "Объявляется посадка, просьба пройти к трапу". Но ничего подобного не произошло. Все реплики и диалоги "звучали" на языке жестов и тела. Ещё один плюс, о котором нельзя не сказать, это динамика и предметная форма того, что творилось на верхней палубе судна. Декорация шириной не более метра простиралась на высоте более полутора метров. По ней актёры сновали, бегали на цыпочках, танцевали. Металлическая конструкция на фоне газетных вырезок с заголовками о трагическом столкновении "Титаника" с айсбергом создавала невероятный эффект. Это была не сцена. Это был настоящий корабль. Калининградцы о впечатлениях Думается, у создателей балета получилось воплотить знаменитый сюжет в форме танца. Более того, сделать его понятным и близким даже для тех, кто не смотрел киношедевр. А калининградского зрителя обвести вокруг пальца трудно. И такие отзывы дорогого стоят: "Очень здорово. Я рада, что попала на премьеру, хотя были сомнения. Я не смотрела фильм, поэтому очень волновалась, что без слов может быть непонятно. Но актёрам всё удалось, очень чувственно". "Необычная, современная подача. Видно, что высокий уровень, хороший спектакль. На балете был лет десять назад. Привлекло и то, что белорусский театр. Это всегда высокий уровень". "Понравились актёры. Большие профессионалы. Я сама занимаюсь танцами и знаю, какого труда это всё стоит. Когда шли семьёй на балет, думали, будет классический вариант, но увидели современный подход. Все стили объединены очень хорошо". "Увлекательно. Было любопытно, как эта постановка будет выглядеть в виде балета". "Мне понравилось, потому что я никогда не видела балет в реальности. Было очень интересно наблюдать, как двигаются актёры, то как они переживают эмоции. Даже без слов это было очень круто". "На такие бы спектакли мы бы ходили чаще. Своего рода модерн, но без отрыва от классики". |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by