« Назад Маэстро Николай Макаревич: хип-хопа и рэпа в премьерном мюзикле "О, милый друг!" не будет Дирижер Николай Макаревич рассказал корреспонденту агентства "Минск-Новости" о том, как состоялось его боевое крещение и чем опасна для солистов оркестровая яма. Он стоит за дирижерским пультом уже четверть века. Макаревич — один из старожилов Музыкального театра: его роман с оркестром длится почти 30 лет. На 12 и 13 октября назначена премьера мюзикла "О, милый друг!" по Мопассану. Макаревич здесь дирижер-постановщик — человек, который вместе с режиссером-постановщиком определяет концепцию будущего спектакля. — Сейчас театр на каникулах. Николай Владимирович, что делает дирижер во время отпуска, чтобы не потерять форму? — Благодаря Интернету пересматриваю телевизионные программы — слежу за тем, что происходит в жанре оперетты и в музыке в целом. Интернет дает возможность побывать на концертах, которые прошли, когда я работал. Хочу отслушать струнников, которые выступали на конкурсе имени Чайковского. Молодые музыканты такие виртуозы, уровень мастерства запредельный!.. Отпуск — время для самообразования. Буду читать Ги де Мопассана — "Милого друга" и новеллы, чтобы проникнуться атмосферой парижского общества XIX века, а главное, понять, какими категориями мыслил писатель. — Станете его осовременивать? — Я вижу спектакль "О, милый друг!", прежде всего, как постановку стильную, с французским акцентом. В нашем театре этот мюзикл уже ставили в 1983 году. Как ни крути, времена изменились, в оркестре появились новые инструменты, расширился диапазон возможностей. Я предложил: пусть наш хорошо известный мастер аранжировки Лев Карпенко освежит музыку. Этим он и занимается. Могу сказать точно: хип-хопа и рэпа не будет. — Жив ли автор мюзикла — российский композитор Виктор Лебедев? — Народному артисту России 84 года. Музыкальная память феноменальная! Виктор Михайлович обещал приехать на премьеру, подарил нам танго, которое не звучало в прежней версии. Мы с Зинаидой Викторовной (Зинаида Вержбицкая — заслуженная артистка Республики Беларусь, режиссер-постановщик мюзикла. — Прим. авт.) побывали у композитора в Санкт-Петербурге. Он был рад тому, что не забыт. А как забыть? Мы все росли на музыке Лебедева к фильмам "Ищите женщину", "Гардемарины, вперед!". — Николай Владимирович, что это за история, когда вы стали руководить оркестром, еще не получив диплома? — В 1994 году я работал и учился в академии музыки по классу дирижирования. Главным дирижером в театре был мой педагог Александр Петрович Сосновский. Утром узнали: заболел артист, который вечером должен играть на сцене на рояле в мюзикле "Хэлло, Долли!". Роль тапера небольшая, но ключевая. Чтобы не отменять спектакля, Сосновский сам сел за рояль, а меня, кларнетиста, поставил за пульт дирижера. — Представляю реакцию солистов, которые увидели в оркестровой яме новую голову! — Да, это был шок. Тем не менее спектакль прошел гладко. — Нужно ли дирижеру самому владеть музыкальными инструментами? — Брать в руки инструмент и показывать можно и нужно в музыкальной педагогике, но не в работе с оркестром. И все-таки дирижеру необходимо владеть инструментом, хотя бы для того, чтобы понимать психологию музыкантов. — Часто играете на кларнете? — Сегодня редко. Но кларнет был и остался любимым. Это благородный инструмент с чистым звуком, недаром на латыни clarus — "ясный". Кларнет может быть резким в нижнем регистре, томным — в среднем, пронзительным — в верхнем… — Совсем как человек… Семь фактов из жизни Николая Макаревича 1. Родился в 1971 году в Минске. В академии музыки получил два высших образования — по классу кларнета и оперно-симфоническому дирижированию. Оба диплома с отличием. Светлана Шидловская |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by