Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Маэстро Николай Макаревич: "Самый жесткий судья в нашей профессии — время" (Наталья Пахомович, агентство "Минск-Новости", 16.01.2021)

Маэстро Николай Макаревич: "Самый жесткий судья в нашей профессии — время" (Наталья Пахомович, агентство "Минск-Новости", 16.01.2021)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

Маэстро Николай Макаревич: "Самый жесткий судья в нашей профессии — время"

В стенах Белорусского государственного академического музыкального театра прошли 30 лет жизни композитора. Это годы, наполненные вдохновением и музыкой. История творческого пути Николая Макаревича — в материале корреспондента агентства "Минск-Новости".

Vo-vremya-konczertnoj-programmy

— Николай Владимирович, чем стал для вас театр за это время?

— В первую очередь возможностью самореализации. В моей профессии нужно всю жизнь учиться и доказывать свою компетентность. Сейчас я в таком возрасте, когда уже многое знаю и, к счастью, еще многое могу. Отлично помню, как пришел в театр из музыкального училища в октябре 1990-го 18-летним кларнетистом. Вскоре поступил в Академию музыки и получил два высших образования — по классу кларнета и оперно-симфоническому дирижированию. Обучаясь по классу кларнета у доцента Ивана Бричикова, совершенно случайно попал в класс Александра Сосновского. Он раскрыл для меня новые грани дирижирования, расширил кругозор. Примерно через год он стал главным дирижером музыкального театра.

С его легкой руки и состоялся мой первый выход на сцену в новой профессии в мюзикле "Хелло, Долли!". Неожиданно заболел артист, который вечером должен был играть на рояле в роли тапера. Чтобы не отменять спектакль, Александр Сосновский сам сел за рояль, а меня, кларнетиста, поставил за пульт дирижера. Это был шок. Выручило, что знал музыку и музыканты старались мне помочь. Больше всего запомнилась реакция солистов, когда они с удивлением замечали, что в яме за дирижерским пультом стоит не Сосновский… Продержался до антракта, а потом продирижировал и некоторые номера второго акта. Думал, что мой дебют будет финальным опытом, но мне стали предлагать заменять и других дирижеров.

В нашей профессии должен быть здоровый дух авантюризма, чтобы суметь рискнуть в нужный момент. К слову, первым спектаклем, который за мной закрепили, стал "Золотой цыпленок".

Simfonicheskij-orkestr

— Кларнетист, дирижер, дирижер-постановщик и автор собственных произведений. Все эти ипостаси испробовали из профессионального интереса или все же чувствовали производственную необходимость?

— О композиторстве не мечтал, но доводилось заниматься оркестровкой. У меня были хорошие учителя: Аркадий Амиров, Владимир Солтан, Николай Литвин, Владимир Корольчук. И конечно, Геннадий Гладков.

Когда ставили мюзикл "Обыкновенное чудо", музыки для спектакля не хватало, и Геннадий Игоревич дописал танцевальные номера и мизансцены, мне же довелось их оркестровать. Ранее мы общались только по телефону, а будучи в Москве, я захватил свои партитуры, и мы полдня общались. Он многое мне объяснил, например, как лучше использовать ударные и медные инструменты, поделился собственной методикой, о которой не прочтешь ни в одной книге. Мне было приятно узнать, что два номера из "Обыкновенного чуда" в моей инструментовке Геннадий Гладков включил в свой юбилейный вечер в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве.

Для дирижера музыкального театра написание оркестровки порой необходимость. Спектакль не будет одинаковым, если его ставят в разных театрах: состав оркестров разный. Так, давно сотрудничаю с Карагандинским академическим театром музыкальной комедии. Когда ставил там "Соломенную шляпку" Владимира Баскина, пришлось потрудиться над инструментовкой, ведь оркестр там совсем небольшой.

— Музыкальный театр для зрителей — праздник, а вам как удается столько лет не перегореть эмоционально?

— Вспоминаю постановку балета "12 стульев". Когда открыл партитуру, ощутил, как по телу пробежал легкий холодок: мадам Грицацуева выходила на сцену в сопровождении пяти контрабасов! Решил оставить два, а три заменил виолончелями. С опаской сказал об этом Геннадию Гладкову. Он с пониманием отнесся к моему решению, я же постарался сохранить в музыке гладковский стиль. Вот именно такая работа позволяет оставаться в тонусе, в напряжении.

S-Marinoj-Tretyakovoj-vo-vremya-konczertnoj-programmy

— Вы руководите симфоническим оркестром Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки. Что дает вам эта работа?

— Опыт общения с молодежью. Те, кто сейчас приходят в искусство, делают это, как правило, по призванию. Затем в любой профессии происходит естественный отбор. Для меня как педагога важно отвлечь учащихся от телефонов. Раньше предлагал не приносить гаджеты в репетиционный зал. Сейчас провожу занятие так, чтобы ребятам некогда было заглядывать в смартфоны, удерживаю их внимание. Каждое свое требование в работе с молодыми музыкантами стараюсь аргументировать, рассказывать об исторически сложившихся музыкальных традициях.

— Нет ли творческого опасения, что растите конкурентов?

— Конкуренция — это прекрасно. Тогда и я не смогу расслабиться и почивать на лаврах. Был период, когда приглашал известных дирижеров и коллег из колледжа репетировать с нашим студенческим оркестром. Никогда не боялся сравнений: здоровая конкуренция — двигатель прогресса, а самый жесткий судья — время. В нашем деле не удержишься, если постоянно не будешь доказывать свое мастерство и право находиться за дирижерским пультом.

Final-myuzikla-A.Simona-TRISTAN-I-IZOLDA

Справочно

Николай Макаревич работает в Белорусском государственном академическом музыкальном театре с 1990 г., с 2007-го — дирижер. Поставил более дюжины спектаклей. Сотрудничал со многими белорусскими и зарубежными музыкальными коллективами, автор ряда инструментовок для симфонического, духового и эстрадно-симфонического оркестров.

Наталья Пахомович
Агентство "Минск-Новости". - 2021. - 16 янв.
Фото из архива Николая Макаревича и предоставленные Белорусским государственным академическим музыкальным театром



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: