Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Почему дирижеры отказываются от палочек и как относятся к музыкальным экспериментам (Юлия Кулик, 1Prof.by, 02.01.2019)

Почему дирижеры отказываются от палочек и как относятся к музыкальным экспериментам (Юлия Кулик, 1Prof.by, 02.01.2019)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

Почему дирижеры отказываются от палочек и как относятся к музыкальным экспериментам

Вероника Дударова и Татьяна Коломийцева – эти имена наверняка знакомы старшему поколению любителей музыки. Они выбрали очень редкую для женщин профессию – дирижер симфонического оркестра. Тем не менее им удавалось собирать полные залы, и ими гордилась огромная страна. 
IMG_0786

Нашу собеседницу, Марину Третьякову, можно назвать продолжательницей этой традиции. Она – дирижер Белорусского государственного академического музыкального театра. Единственная в стране. 

– Женщины-дирижеры чаще всего руководят хором, оркестр – скорее прерогатива мужчин. Почему сделали такой выбор? 

– Я тоже была дирижером хора, но после окончания Белорусской государственной академии музыки уехала в Херсон, где некоторое время работала в музыкально-драматическом театре. Дирижер оркестра вскоре ушел на пенсию, и мне предложили занять его место. Я вначале отказалась – не была уверена, что справлюсь. А потом передумала и рискнула. Интернета тогда не было, и я штудировала специализированную литературу. Необходимое образование решила получить по возвращении в Минск. Еще раз окончила академию музыки, правда, уже как дирижер-симфонист.

– Есть разница в дирижировании хором и оркестром? 

– Хором дирижировать гораздо легче. Даже если вы раскладываете партию на 12 голосов, природа их звукоизвлечения будет одной и той же. Оркестр куда более сложный организм. Каждый инструмент – особенный, поэтому нужно знать специфику и возможности струнных, духовых, ударных, клавишных, чтобы умело соединить их и соблюсти музыкальный баланс. 

– Может ли оркестр сыграть без дирижера? 

– Да, если ударник задает определенный ритм и держит его до конца произведения. Как правило, это несложные композиции. Как только партитура требует замедлений, ускорений, интерпретаций, обязательно нужен "центр управления" – человек, который объединит оркестр.

– Интерпретация в произведениях допустима? 

– Считаю, что да. Возьмем, к примеру, Вивальди. Это музыка эпохи барокко, со своими законами. Но сегодня XXI век, многие инструменты звучат по-новому, появились другие возможности, которые стоит использовать. Мне всегда интересно слушать музыкальные эксперименты, и неважно, понравится итоговый результат или нет. Однако я уважаю тех дирижеров, которые внимательно относятся к авторским указаниям и знают законы стиля конкретного произведения.

– Как выбирают палочку – рабочий инструмент дирижера? 

– Палочки бывают разные: деревянные, пластиковые, полегче, потяжелее. Но в последнее время я, как и многие дирижеры, от палочки отказываюсь: руки более выразительные, пластичные. Когда свободны пальцы, можно показать гораздо больше музыкальных оттенков, например, кантилену (термин, обозначающий напевность музыки. – Прим. авт.). Кроме того, во время концерта палочка может выпасть из рук. Так однажды и было. Я дирижировала в оркестровой яме, когда моя палочка уперлась в пульт и отскочила. Правда, ее тут же поднял зритель, который явно был счастлив помочь мне. Палочку также очень неудобно носить в дамской сумочке (улыбается). 

– Труд дирижера тяжел и физически. 

– Особенно это чувствуется с возрастом. Но если заниматься регулярно, то тело привыкает к серьезным нагрузкам (я имею в виду ежедневные четырехчасовые репетиции и концерты, которые могут длиться до 3 часов). Правда, на репетициях дирижеры могут позволить себе сидеть на высоком стуле. 

– Сегодня некоторые коллективы отказываются от бумажных нот в пользу планшета. Как вам такое новшество? 

– Мой коллега, преподаватель и дирижер музыкального училища, рассказал мне как-то об одном случае, произошедшем несколько лет назад. Его студенты, артисты оркестра, однажды забыли ноты на концерт. Наизусть партию не знали, а на сцену выходить через полчаса. Ребята позвонили друзьям, те сфотографировали партию и прислали ее на планшет. Мы тогда посмеялись и удивились находчивости молодых музыкантов. А сейчас электронные ноты – тренд. Возможно, это действительно удобно, но лично меня светящийся в течение длительного времени экран раздражает. Кроме того, никто не даст гарантию, что в самый ответственный момент планшет не выключится. 

* * * 

В канун Нового года музыканты подарили своим зрителям уникальную программу в стиле ретро. Те, кто пришел в театр, смог насладиться советскими хитами – услышать песни Муслима Магомаева, Евгения Мартынова, Яака Йоалы и других. Детям тоже было интересно. Их радовали и уже полюбившиеся постановки, и премьеры. 

Юлия КУЛИК 
1Prof.by. - 2019. - 2 янв.
Фото Александра ПОБАТА



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: