Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/"Пляски" в Большом театре и "Купалье" в Музыкальном показали разные грани национального балетного искусства (Валентин Пепеляев, "СБ. Беларусь сегодня", 18.04.2025)

"Пляски" в Большом театре и "Купалье" в Музыкальном показали разные грани национального балетного искусства (Валентин Пепеляев, "СБ. Беларусь сегодня", 18.04.2025)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

"Пляски" в Большом театре и "Купалье" в Музыкальном показали разные грани национального балетного искусства

Лабиринты фантазии

Сразу несколько балетных премьер на радость театралам прошло в эти апрельские дни в столице. В Большом театре Беларуси состоялась премьера вечера одноактных балетов "Пляски" в постановке главного балетмейстера театра заслуженного артиста Российской Федерации Игоря Колба. Музыкальный театр порадовал премьерой национального балета "Купалье" главного балетмейстера труппы классического балета Сергея Микеля на музыку молодого белорусского композитора Елизаветы Лобан.

Чертополох, вуаль и яблоко

"Пляски" — третья премьера нынешнего 92‑го сезона в Большом. В программу вечера одноактных балетов вошли "Болеро" Мориса Равеля, "Пляска смерти" на музыку Камиля Сен‑Санса и "Кармен" Жоржа Бизе. Названия хорошо известные и всеми любимые. Кроме самой симфонической поэмы "Пляска смерти" Сен‑Санса, во втором балете использованы и другие известные произведения французского композитора, в частности, фрагмент сюиты "Карнавал животных" и оперы "Самсон и Далила", который прозвучал в исполнении не кого‑нибудь, а самой Судьбы. В ее образе на премьерном показе перед зрителями предстала лауреат международных конкурсов Ирина Полещук.

Вот так смело автор идеи и либретто балетмейстер‑постановщик Игорь Колб в "Пляске смерти" объединил балет и оперу. Получилось так таинственно и образно, что возник один-единственный вопрос: почему этого не делали раньше?

Образ Рока (злого или нет — каждый зритель волен решать сам) воплотил заслуженный артист Беларуси Юрий Ковалев. По мысли постановщика, Судьба и Рок неустанно преследуют героев.

Все три балета интересно разгадывать, они ассоциативны и сюрреалистичны. "Путешествие сквозь призму тела, души и смерти…" получилось совсем не утомительным.

— Переплетение трех явлений, без которых немыслима сама жизнь: физическое начало, душевное и — неизбежный финал. Они, словно вехи на пути человеческого существования, образуют неразрывную цепь — от зарождения до завершения, — объяснял Игорь Колб свой замысел. — "Болеро" выступает метафорой физиологии… "Пляска смерти" — как диалог с неизбежным. "Кармен" воплощает душевный порыв: любовь, будучи самой яркой эмоцией, оборачивается трагедией. И три смерти в финале неслучайны… Тело, душа, смерть…

Прочитываются ли все эти витиеватые тезисы в самом балете — каждый зритель волен решать сам. Кому не хватит философии, доберет визуальных впечатлений: в "Плясках" настоящее пиршество красок и буйство фантазии. "Пляски" вряд ли можно назвать пессимистичной постановкой, в ней очень много энергии, задора и любви. Зрителю есть что разгадывать, ведь символический ряд вечера одноактных балетов очень насыщен: чертополох, темная маска, вуаль, яблоко, клетка… Художник‑постановщик Ольга Мельник‑Малахова решила сценографию как цельное полотно с возможностью трансформации. Модульная система декораций каждый раз выстраивается по новой схеме — вот она, переменчивость человеческой натуры и судьбы в действии.

Чертополох, по мысли художника, — "это вызов, грех, скорбь, он вынослив, живуч и красив, как Игрок — главный герой второго балета". Он расцветает в занавесе, как действие в "Болеро", а его увядание ассоциируется с историей Кармен.

Главные партии в премьерном показе исполнили Алина Руденко, Владислав Коляда, Мария Музалевская, Денис Шпак, Диана Багатова, Константин Белохвостик, Андрей Бариев, Александра Чижик, народный артист Беларуси Антон Кравченко. Музыкальный руководитель и дирижер‑постановщик — главный дирижер Большого театра народный артист Республики Башкортостан Артем Макаров. Большая слаженная команда, готовая воплотить самый экстравагантный замысел.

"Купалье": от заката до рассвета

"Купалье" порадовало отсутствием штампов: собственно сакральный цветок купальской ночи — папоротник, пресловутая "папараць‑кветка" — мелькнет лишь в одной из сцен, и то почти эпизодически. Действие решено практически по Тарантино и Роберту Родригесу, то есть "от заката до рассвета". Музыку сочинила молодой белорусский композитор Елизавета Лобан, поставил балет главный балетмейстер классического балета театра лауреат международных конкурсов Сергей Микель. Дирижером‑постановщиком стала опытная Марина Третьякова. Интересное образное решение сценографии предложил художник‑постановщик Евгений Ермолович: зрители, например, увидят вертикальную реку, по которой будут плыть венки… Это ли не интрига?

4aa1822be55a17a4311dee1d0016969e

"Купалье" не боится обращаться к подсознательному, это балет о взаимоотношениях наших предков со стихиями воды, огня и земли. Ритуальные действия и фантастические древние обряды сочетаются с пронзительными лирическими сценами. 

Авторы "Купалья" намеренно отказались от какой‑либо детской сказочности и стереотипов, что пошло балету на пользу. Они безбоязненно прикасаются к наиболее глубоким пластам и смыслам, которые вкладывали наши предки в празднование Купалья. Образная, неожиданная музыка композитора Елизаветы Лобан, опиравшейся на полесскую традицию, и выразительная хореография Сергея Микеля создают мир волнующий, яркий и привлекательный.

Оркестр театра под руководством Марины Третьяковой доносит необычную музыку в тончайших нюансах — чутко и сбалансированно. Дирижер‑постановщик призналась, что восприняла сочинение молодого белорусского композитора как яркий творческий вызов:

— Такие приемы, которые изобретают современные композиторы, многие у нас в оркестре забыли, а некоторые и не знали. В этом был большой интерес оркестра. В какие‑то моменты я спрашивала у хореографа: ты точно знаешь, что поставишь на этот фрагмент? Мне казалось, что в каком‑то месте в музыке вообще ничего не происходит, но на самом деле она словно бы передавала текучесть и плавность стихии воды, звучала очень образно.

7663fef1736e329db0bbe989a9d21c47

В этой постановке есть вокал — заранее записанные треки, рассказала композитор Елизавета Лобан:

— Это плейбек, который сопровождает оркестр, и иногда солирующий голос, который поддерживает интимные и лирические моменты сюжета. Есть момент, где используется песня — я опиралась в этом на полесскую традицию.

Балет "Купалье", несомненно, будет интересен разным возрастным категориям зрителей и станет большим событием в культурной жизни страны. С новой стороны зрители откроют для себе артистов классического балета театра — Софью Козлову, Егора Шевчука, Людмилу Романову, Кирилла Зайцева и других.

Опытные балетоманы наверняка заметят, что в дуэтных сценах "Купалье" чистотой силуэтов и высоким символизмом перекликается с известным балетом Валентина Елизарьева и Андрея Петрова "Сотворение мира". В этом нет ничего странного: балетмейстер Сергей Микель — ученик народного артиста и вносит в привитые ему традиции ноту собственной поколенческой индивидуальности.

3b925832ceaeab765b56243b1b1f81a9

Валентин Пепеляев
"СБ. Беларусь сегодня". - 2025. - 18 апр.
Фото Елизаветы Кобецкой



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: