« Назад СТОИТ ЛИ РАЗГАДЫВАТЬ СНЫ На пластические спектакли сложно идти неподготовленными. Только человек с очень хорошим воображением и знанием искусства сможет раскрыть образы, заложенные режиссёром. Всё же язык – главный, пусть и не первый наш способ общения. Белорусский государственный академический музыкальный театр в 2021 году поставил спектакль "Под•Сознание". Спустя три года мы решили испытать себя, выбрав эту постановку больше по названию, чем по аннотации. И опыт этот оказался куда более ценным, чем можно было предположить. В своём непонимании происходящего мы были не одни. Сзади – парень и девушка. Молодой человек, очевидно, пришёл в театр если не в первый, то максимум во второй раз. Когда на сцену вышли артисты балета, он презрительно фыркнул. Когда артисты начали танцевать, он прыснул от смеха. После молодой человек недовольно буркнул: У нас в культуре не принято показывать своё тело — это считается чем-то постыдным, неловким, излишне интимным. Но в спектакле "Под•Сознание" даже наряды бросают вызов устоям общества. Артисты порой кажутся голыми: белое тело, белое нижнее бельё – от этого веет не то холодом, не то свободой. И даже подготовленный зритель порой вздрагивает от откровенности этюдов, показываемых на сцене. Никакой пошлости, не подумайте. Просто мы не привыкли видеть тело не просто инструментом, а главным героем. ОТ АЛЬФЫ ДО БЕТЫ Основная тема спектакля – сон и сновидения. На это прямо указывает огромное полотно – почти одеяло, только мифическое. Главных героев – четверо. Два парня и две девушки: Альфа, Сигма, Бета и Дельта — фазы сна. Они очень разные. У каждого – своя миссия. Альфа, в исполнении Глеба Никифорова, идёт вслед за дремотой, с её грёзами и мечтами. Альфа – это абсурд и галлюцинации, полное отсутствие здравого смысла, отлёт из реальности по всем фронтам. В Сигме (Софья Козлова) заключено состояние между сном и явью. Она – двуликий Янус, мечущийся в выборе: выбраться из странных мыслеобразов, созданных Альфой, или остаться в них навсегда. Роль Дельты (Анна Донская), пожалуй, абсолютно особенная. Ведь это момент, когда сознание полностью отключается. В науке он называется "сонными веретёнами" или сигма-ритмами — переход в медленную стадию сна. Сердцебиение то подскакивает, то успокаивается. Организм готовится отпустить вожжи и наконец отдохнуть. Дельта превращается в куклу, которую уносит на волнах успокоившихся сердечных ритмов. Бета (Егор Шевчук) — иллюзии существования в предлагаемых обстоятельствах. В этот момент заканчивается видимая логическая составляющая спектакля. Зритель отправляется в Подсознание. ПРОСТО СПИ – Ты не понимаешь, я хочу разобраться, но у меня не получается, – возмущённо шептал парень с заднего ряда. На сцену вышел кордебалет. И перестали существовать рамки и границы, стёрлись все понятия между "нормой" и "не нормой": в подсознании, где возникают наши сновидения, нет места условностям. Артисты кордебалета разрушают гармонию четырёх главных героев, встряхивают постановку, неожиданно превращают её не то в карнавал, не то в хоррор. И выстраивается новый тип повествования – этюдный. Обрывки образов и смыслов приходится ловить по всей сцене. Хочется иметь сразу десять глаз, чтобы не упустить ни детали, потому что каждая из них – интересна и самобытна. Открываются человеческие страхи: высота и падение, побег от невидимых врагов, ненавистные офисные пиджаки, даже боязнь того, что мама "спалит" с электронной сигаретой, – абсолютно непохожие, присущие людям разных возрастов и профессий, разного социального статуса. Но объединяет эти страхи одно: ощущение нереальности происходящего. Когда во сне случается что-то ужасное, всегда есть крошечное ощущение: всё это – иллюзия. Сон может быть реалистичным и злым, но в нём никогда не испытываешь ощущение тотальной беспомощности, потому что мозг осознаёт: есть возможность выбраться. Надо всего лишь открыть глаза. Конечно, в снах есть не только кошмары, но желания и страсти: собственная значимость, особенность, неповторимость. В спектакле они явственны, без прикрас. И каждый элемент подсознания хочет выделиться, стать особенным, привлечь к себе. И любви тоже хочет, чего уж тут скрывать. ОТСУТСТВИЕ СВЕТА — СВЕТ Музыка эстонского композитора Арва Пярта очень удачно оттеняет необычность расстановок. К нему в дополнение — вставки из Эрика Сати, эксцентричного французского композитора. Переплетение звуков так хорошо ложится на переплетение тел, что со временем становится непонятно: артисты танцуют под мелодию, или она подстраивается под них? Реквизит в спектаклях – вещь необходимая: современному зрителю постоянно надо переключать внимание. Да и в последнее время слишком часто реквизит, то есть, внешнее, стал преобладать над смыслом, то есть, внутренним. В "Под•Сознании" не актёры служат сцене, а она – им. В сценографии художника-постановщика Евгения Ермоловича прослеживается всё та же нереальность, отсутствие земли под ногами и ощущение невесомости. Световое оформление спектакля заслуживает отдельного внимания. С его помощью передаётся смена фаз сна и настроений: холодный, почти больничный, свет замораживает актёров и зрителей, а после становится тёплым и рассеянным. Спустя ещё какое-то время свет превращается в отсутствие света. Он не холодный, и не тёплый. При нём актёров так хорошо видно, каждое их движение впечатывается в память, а сам он — нет. Благодаря детальному изучению каждой фазы сна балетмейстеру-постановщику Сергею Микелю удалось приковать наше внимание к абстракциям на сцене. Он использовал акробатические трюки – артисты летали, как воздушные гимнасты, лежали на людях, как на ложе Морфея, совмещали классический со современным танцем, превращались то в нимф, то в дикарей — и всё это не выглядело "слишком". Всего было достаточно. Режиссёр чётко вёл зрителя по всем шести элементам спектакля. Тела артистов "в руках" Сергея стали чем-то большим, чем набор костей, кожи и мяса. Они стали глиной, из которой "творец" слепил новый мир. ПОДЪЁМ! Спектакль, как и всякое чудо, завершился пробуждением. В голове роились мысли и образы, срочно хотелось обсудить увиденное, понять всё ли удалось уловить? Эксперимент однозначно можно считать удачным, несмотря на "белый лист" вначале. Но вместо того, чтобы отправиться разбираться с неразгаданным, вдруг захотелось остаться в своих мыслях, отрефлексировать собственные реакции на телесность, на мощь человеческого тела, на инструментарий, которым обладает каждый из нас, на неиспользованные возможности… и на грёзы, которым порой лучше остаться просто мечтами. – Ну как тебе? – спросила девушка с заднего ряда у спутника, который после предложения поспать больше не сказал ни слова. kontrovie podcast. - 2023. |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by