« Назад Три юбилея Наталии Гайды Когда речь заходит о белорусской оперетте, можно не сомневаться: вы обязательно произнесёте это имя. Народная артистка Беларуси Наталия Гайда стала символом отечественной оперетты, её легендой. На неё и сегодня идёт зритель, удивляясь завидной творческой форме Наталии Викторовны, отметившей в этом году своё 85-летие, 65-летие творчества и 55-летие служения сцене Белорусского государственного академического музыкального театра. Мне повезло — Наталия Викторовна, верите ли Вы в судьбу или считаете, что человек — сам творец своей жизни? — Судьба, некая предопределённость, безусловно, есть. Я верю в высшие, незримые силы, которые управляют человеком, посылают ему тех или иных людей, подбрасывают различные жизненные обстоятельства и ситуации. Но многое зависит и от нас самих, нашего выбора, усилий. Например, в детстве я была достаточно застенчивой, послушной. Но жизнь складывалась так, что приходилось бороться, отстаивать себя. И, конечно, я формировала свою личность, меняла её. — Оперетта — это Ваша судьба? — Думаю, да. В детстве посещала драмкружок, училась вокалу, недолго — танцам. Но до 9 класса не собиралась связывать себя со сценой. Впервые увидела оперетту в 16 лет, когда наша семья переехала из Семипалатинска в Иркутск. Окончив школу, отправилась покорять Москву. Два года подряд пыталась поступить в ГИТИС и музыкальное училище им. Гнесиных. Не приняли. В результате стала студенткой Свердловского юридического института, решив: буду петь в самодеятельности. И вот тут вмешался его величество Случай, определивший мою судьбу. Однокурсник Анатолий Торшенко, который брал частные уроки вокала, договорился с преподавательницей консерватории, чтобы она меня прослушала. Не глядя на моё сопротивление, буквально за руку привёл к ней. Моё исполнение понравилось, мне посоветовали поступать в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского. И на этот раз фортуна оказалась благосклонной. Совмещать обучение в двух вузах было непросто, но я старалась. "Лучший юрист среди певиц и лучшая певица среди юристов", — шутили про меня. — Вам довелось поработать в качестве юриста? — Всего год. Получив диплом, устроилась юрисконсультом на Главпочтамт. Но на четвёртом курсе консерватории мне предложили исполнить партию Бьянки в "Укрощении строптивой" в Свердловском театре оперы и балета. После удачного дебюта пригласили на место солистки в состав труппы. — В Минск, в Большой театр оперы и балета, Вы приехали вместе с мужем, певцом Юрием Бастриковым. Почему ушли оттуда в Государственный театр музыкальной комедии Беларуси? — Если бы у меня было драматическое сопрано или меццо-сопрано, я осталась бы в опере. Но у меня лёгкое лирико-колоратурное сопрано. Достоинство оперетты в том, что она даёт возможность не просто петь, но использовать психофизические, внешние данные. И к тому же в музыкальном театре каждый год у меня было по 5-6 новых ролей, о чём в опере не могла бы и мечтать. — Мне кажется, Вам удивительно повезло: Ваш профессиональный пик совпал со звёздным часом оперетты как жанра. — Согласна. Период с 50-х годов прошлого века и до 1980-х — это золотое время оперетты. Именно тогда на сцене ставились спектакли не только на бессмертную музыку всемирно признанных мэтров этого жанра, но и замечательных современников, в том числе белорусских композиторов: Ю. Семеняко, Е. Глебова, В. Кузнецова, В. Кондрусевича, В. Войтика, других. — С каким чувством Вы идёте в театр сегодня? — Как правило, по-прежнему с радостным. Но спектакль — это всегда коллективное творчество, результат совместных усилий. Если все оказываются на высоте, если с первой и до последней минуты действо на сцене идёт без сучка и задоринки, если ощущается эмоциональный отклик зала, тогда на душе удивительно тепло. К сожалению, бывает и по-другому. — Наталия Викторовна, Вы, прима оперетты, уже в зрелом возрасте попробовали себя как драматическая актриса на сцене Национальных академических театров: имени Я. Купалы и М. Горького. Что побудило к этому? — Творческая жадность, желание попробовать что-то новое. Мне интересно было познакомиться со стилистикой драматической постановки. Конечно, я волновалась, работая над ролями в "Я не пакіну цябе" и "Валентинов день". Помню, поделилась с режиссёром Валентиной Ереньковой своей тревогой: "Ой, завалю я вам спектакль". Но она меня поддержала. И публика тепло приняла и тот, и другой спектакль. Хотя слышала, что зрители спрашивали у коллег из театра им. М. Горького: "Может, у Наталии Викторовны материальные сложности, если она играет у вас таких героинь?" — Часто от актёров слышишь, что сцена лечит от всех хворей. Это правда? — Чистая. Однажды накануне спектакля "Дорогая Памела" у меня сильно прихватило спину. Но что делать — замены нет. Шла в театр, согнувшись, слёзы по щекам текли от боли. Гримировалась через силу. Вышла на сцену, разыгралась, и ко второму акту уже почти забыла о недомогании. После спектакля шла домой с прямой спиной. Целительная сила искусства! — Что Вы делаете для того, чтобы поддерживать молодость и красоту голоса? — Соблюдаю голосовой режим, накануне выступлений не употребляю продукты, которые раздражают связки, никогда не курила. Но вообще-то я с молодости старалась голос подчинять себе, а не подчиняться ему. Поэтому жёстких ограничений на себя не налагала. Мороженое, признаюсь, ела круглый год. С годами любила мужа только сильнее — Часто слышишь о том, что "двое творческих личностей на одну семью — это много", что такие браки недолговечны. Но вот Вы прожили со своим супругом, народным артистом Беларуси Юрием Бастриковым, 47 лет. Чем сами это объясняете? — Взаимопониманием, уважением, стремлением окружить заботой, а ещё — желанием друг другу нравиться, в том числе внешне. Я убеждена: всё зависит от характера, воспитания, а не от профессий. Мы с Юрой очень подошли друг другу. Если бы не муж, я не стала бы столь успешной. — Вы влюбились в будущего мужа с первого взгляда? — Совсем нет. В молодости казалось: любить я не умею и замуж выходить мне не стоит. Легко увлекалась, быстро остывала. К тому же не умела и не любила готовить. Для женщин моего поколения это был серьёзный изъян. Когда Юра начал за мной ухаживать, честно рассказала ему о всех своих несовершенствах. Но это его не остановило. Про него, кстати, тоже говорили: "Да какой из Юры муж? Он же спит в „бабочке“". Но со временем я убеждалась: галстук-бабочка не мешает Юре быть мужчиной. Видела: когда надо — он и дрова отлично колет, и траву косит. И ещё замечала: он — заботливый и чуткий. В какой-то момент захотелось, чтобы рядом был именно такой спутник жизни. Решила рискнуть и не прогадала: со временем глубоко, по-настоящему полюбила мужа. — Но готовить так и не научились? — До сих пор не умею и не люблю. Готовил в основном Юра. Он же ходил в магазины за продуктами, больше, чем я, посвящал времени дочери. Я мыла посуду (муж терпеть этого не мог), поддерживала порядок и чистоту в доме. — Вы никогда не ощущали творческой зависти, ревности со стороны супруга: всё же для мужчины это, полагаю, не просто, когда жена раньше удостаивается званий, имеет больше наград? — Юра, действительно, стал заслуженным и народным артистом позже меня. Может, в душе он и переживал, но никогда не показывал своих огорчений, обид, недовольства. И уж точно — не был завистлив, всегда искренне радовался моим успехам. — А дочь Анастасия никогда не жаловалась на обделённость вниманием с Вашей стороны? — Нет. Настя видела, что и я, и её отец очень преданны своей работе, понимала её специфику. Мы часто не бывали дома по вечерам, но всё свободное время старались проводить с дочкой. Настя знала, что мы её очень любим. Хотя однажды в детстве она попросила меня: "Мама, подари мне братика или сестрёнку. В крайнем случае — собачку". Наверное, ей бывало порой одиноко и грустно. — Вам жаль, что дочь не продолжила артистическую семейную династию? — Мы с мужем никогда не настраивали Настю следовать по нашим стопам. Она была артистична, занималась музыкой, танцами, пела, с золотой медалью окончила школу, после — музыкально-педагогический факультет БГПУ им. М. Танка. И потом дочь постоянно училась, осваивала новые специальности, много работала, причём на разных должностях и даже в разных сферах. Восхищаюсь этой её способностью. — А чем занимаются Ваши внуки? — Старшая внучка Арина с успехом занималась таэквандо, становилась даже серебряным призёром чемпионата Европы. Но в 18 лет вышла замуж за гражданина Германии, живёт там, воспитывает дочь. Моей правнучке Алеа-Дарине три с половиной года. Внуку Даниилу 17 лет, и вот он-то в отличие от меня обожает готовить, хочет быть кулинаром. — Наталия Викторовна, Вам знакомо чувство одиночества? — Мне нравится быть в обществе людей. Но и одиночеством я дорожу, мне не скучно наедине с собой. Может, от того, что в детстве наша семья (родители и мы с братом) жила в маленькой комнатке, своего пространства не хватало, мне нравилось уединение. И позже, живя в общежитиях, часто ходила в кино и театр одна. Безусловно, в зрелом возрасте важно поддерживать контакты и связи — общаться, обсуждать новости, обмениваться мнениями: речь и память у всех с годами ухудшается. Мне очень не хватает моего Юры. Спасает работа, мои близкие. Берегите ваши лица — "Ничего не делает женщину более красивой, чем вера в то, что она красива", — говорила Софи Лорен. Вы согласны с нею? — Полностью. В юности мама неосознанно посеяла во мне некоторую неуверенность, сказав: "Не с твоим курносым носом быть артисткой. Посмотри, какой у тебя профиль". "А кто в этом виноват?" — парировала я. Долгие годы я была недовольна своей внешностью, приняла её только к 37-38 годам, и от этого, как мне кажется, ещё больше похорошела. — К этому времени и мама изменила своё мнение на Ваш счёт? — Изменила. Мама приехала в Минск и увидела меня в спектакле "Холопка". "Ты — просто Кавальери!" (Лина Кавальери — итальянская оперная певица, звезда "прекрасной эпохи" — примечание автора), — эмоционально похвалила она. — И в результате Вы остались со своим курносым носом? — Нос в моих собственных глазах был полностью реабилитирован (смеётся) ещё раньше, во время работы в Свердловском театре оперы и балета. В одном из спектаклей я исполняла роль испанки. "Ну какая же испанка с курносым носом?" — подумала я и попросила гримёра гумоззиком выпрямить его. Завершается первый акт, и в антракте ко мне в гримёрку приходит главный дирижёр Кирилл Тихонов. "Наташа, что это Вы с собой сделали?" Выслушал мои объяснения и говорит: "Вы потеряли всё своё обаяние! Верните свой нос и не прикасайтесь больше к нему!" — Однако во многих интервью Вы, Наталия Викторовна, признаётесь, что прибегали к услугам пластических хирургов. — В 45 лет сделала подтяжку лица. Переход в другую возрастную категорию я восприняла без паники, но мне очень хотелось ещё какое-то время исполнять партии любимых классических героинь. — Вы много времени уделяете уходу за собой? — Я всегда была очень занята, чтобы так уж постоянно "холить и лелеять себя". Однажды коллега настояла: "Наталия Викторовна, Вам обязательно нужно походить на массаж". Ладно, думаю, схожу. И вот меня массажируют, а я думаю только о том, когда же это кончится. Хотя, безусловно, заботиться о своей форме, внешности нужно. Всегда любила покушать, но умела держать себя в руках, особенно если требовала ситуация. Когда полгода лежала на сохранении, поправилась на 15 кг. Но профессия требовала постройнеть, и я сбросила их. Я хорошо знаю, что мне идёт, а что — нет. Одеваюсь с учётом возраста, тех недостатков, которые неизбежно появляются. — В чём, по-Вашему, проявляется молодость души? — В непосредственности, свежести восприятия, в способности удивляться и восхищаться, в желании познавать. — Трудно быть Наталией Гайдой? — Имя обязывает. Выходя на улицу, постоянно внушаю себе: "Ты — публичный человек, на тебя обращают внимание". Но всё равно порой забываю держать спину. Кто-то, случается, остановит на дороге: "Вы — Наталия Гайда?" "Да, это я", — отвечаю машинально. И тут (смеётся) вспоминаю: да я же шла, согнувшись, как старая карга. Какой позор! Ольга ПОКЛОНСКАЯ |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by