« Назад
ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ…
Из белорусской народной сказки пришел Нестерка 40 лет назад на драматическую сцену. А теперь объявился в оперетте. И, надо сказать, чувствует себя здесь превосходно. К тому же, в оперетте у него появились верные друзья – четверо скоморохов, не оставляющих нашего героя ни в беде, ни в радости. С их появлением на сельской ярмарке начинается целая цепь веселых приключений.
Впрочем, не только веселых – в иные моменты события приобретают драматический характер. К примеру, когда по приказу всесильного Пана гонят скоморохов с ярмарки, когда по его же повелению хватают Нестерку и ведут топить в речку... Противоборство этих сил, а оно возникает буквально с первой сцены, составляет основной конфликт музыкальной комедии. Конечно же, после всех перипетий побеждает Нестерка со своими друзьями – бродячими актерами, олицетворяющими оптимизм, ум, находчивость и неиссякаемый юмор народа.
Автор комедии "Нестерка" В. Вольский вместе с А. Вольским, создавая либретто, несколько перемонтировали сюжет пьесы, усилили в ней социальные мотивы, фольклорную основу и назвали свое сочинение народной музыкальной комедией. Композитор Г. Сурус написал к "Нестерке" музыку яркую, праздничную, насыщенную народными мелодиями. Главным героем в ней стал народ, крестьяне. Массовые сцены под пером композитора обрели свои голоса, пластику: он написал для них развернутые хоровые и хореографические партии. Музыка "Нестерки" мажорна, но есть в ней и драматическое напряжение, явственно слышится тема борьбы, единоборства бедного люда с власть имущими. Яркие музыкальные характеристики получили основные действующие лица комедии.
Сценическую жизнь оперетта обрела в Государственном театре музыкальной комедии БССР. Постановщики ее – режиссер Б. Второв, музыкальный руководитель И. Абрамис, дирижер В. Волоткович, художник Б. Герлован, балетмейстер С. Дречин – показали себя чуткими интерпретаторами замысла драматургов и композитора, продемонстрировали редкостное творческое единомыслие.
Какая радуга красок на сцене! Желто-румяные бублики, расписные глечики, расшитые юбки, кофты, рубахи... Ярмарочная толпа шумит, клокочет, веселится, гневается. Танец, как и песня, рождается в спектакле естественно, как продолжение действия, выражение чувств и мыслей, охвативших людей.
Нестерка и скоморохи – частица толпы крестьян, плоть от плоти ее. Они то вырываются на авансцену, чтобы в словах выразить ее настроение, подхлестнуть интригу, то растворяются в массе людей. Скоморохи (артисты В. Фоменко, В. Сердюков, Г. Волчок, Ю. Лазовский) – это ее игровое начало, олицетворение неистощимости фантазии, хлесткости меткого народного слова. А Нестерка – их заводила. На какие только хитрости ни пускается он со своими друзьями, чтобы помочь влюбленным Насте и Юрасю. Сочный, народный характер создает в этой роли артист К. Лосев. Неутомим на выдумки и шутки его герой, и вместе с тем он добр и мудр. Насмотрелся на людские беды, странствуя по свету, сам немало горя хлебнул, оттого и сострадателен к чужому горю.
В разноголосой толпе крестьян выделяется еще одна фигура – скандальной, тщеславной гончарихи Мальвины (Н. Ревииская). Как она азартно торгуется, стараясь распродать свои горшки, как яростно набрасывается на своего тихого мужа Матея (В. Шевкалюк), как решительно вершит судьбу дочки Насти. Сколько красок, переливов в одном характере! Еще одна актерская удача в спектакле.
А их здесь много. Добротная литературная основа, выразительная мелодичная музыка Г. Суруса дали благодатный материал исполнителям. В результате родились неожиданные сценические образы. Скажем, Пан в исполнении артиста В. Линкевича. Молод, красив, изящен местный царек, которому здесь все подвластно. Даже ярмарку можно провести только с его всемилостивейшего разрешения. Он дает это разрешение, потому что Пан В. Линкевича по молодости лет сам любит ярмарочные развлечения, к тому же он считает себя меценатом, просветителем (и диспут со Школяром устраивает из просветительских целей). И этот же "просветитель" спокойно отдает приказ высечь "хлопа" за самую малую провинность. Образ, сыгранный Линкевичем, получился психологически сложным, социально точным.
Новыми, живыми красками заиграл в спектакле образ Школяра (Г. Козлов). Сухой, старый педант (каким его обычно изображают на драматической сцене) помолодел, как говорится, и душой и телом. Пышущее здоровьем лицо, порывистые движения, которые ничуть не стесняет длиннополая ряса. Порой этот юный семинарист напоминает лихого гусара, готового взять любые препятствия ради сердца прелестной девы. Впрочем, он достаточно трезв, даже циничен, когда вопрос встает о карьере. Сумасбродство сумасбродством, но о будущем он всерьез печется, этот молодой честолюбец. Вот такой любопытный противоречивый характер показывает нам артист Г. Козлов.
И еще одна неожиданность в спектакле – юные герои Настя (Н. Гайда) и Юрась (Г. Харик), чьей любви пытаются помешать, разбить ее. В пьесе "Нестерка" фигуры эти довольно "голубые", хотя из-за них и разгорается весь сыр-бор. А в оперетте они становятся более значительными. Написанные для них композитором арии, дуэты полны подлинного чувства, они дают возможность исполнителям ярко проявить свои вокальные и сценические способности.
Итак, Нестерка – в оперетте. Пришел, увидел, победил. Актеров и зрителей. В репертуаре Государственного театра музкомедии БССР появилась еще одна народная национальная оперетта.
В. ФЕДОСЕЕВА. Советская Белоруссия. – 1980. – 24 дек.
|