« НазадРОЖДЕННЫЕ ТАНЦЕВАТЬЕсли зритель забывает про все на свете, поддавшись магии искусства, значит на сцене – виртуозы из семьи Круковских Пропавшая грамота До Юрия музыкантов и танцоров в роду Круковских никто не помнит. И когда внук деревенского кузнеца, сын электросварщика и рабочей льнокомбината после семилетки вдруг поступил в культпросветучилище, все только диву дались – зачем? – Хотел играть на баяне, – объясняет Юрий Григорьевич.– Но в училище влюбился в танцы. Давались они мне легко. Помню, даже такое сложное движение ног, как грузинская гасма, получилось у меня быстрее, чем у других. Совсем молодым Юрий попал в творческий коллектив, которым руководил Геннадий Иванович Цитович (сейчас Национальный академический народный хор имени Г.И. Цитовича). – Он сразу устроил мне проверку. Я показал танец "Юрочка". Видно, понравилось, потому что он сказал: "Да-да, Юрочка будет плясать "Юрочку", – и засмеялся. Маэстро любил юмор, и когда кто-то удачно шутил, выдавал тому 20 копеек… Довелось Круковскому поработать и в ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа. – Танцевать в военной форме, которая для этого не приспособлена, настоящий ад. Однажды на концерте я сделал свою коронную разножку (поперечный шпагат в воздухе) и тут же услышал треск рвущихся штанов. Мгновенно галифе на мне разошлось по шву – от пояса до пояса, и зрительный зал увидел бело-розовые полосочки белья. Хохотали все, включая генералов. Сгорая от стыда, я все-таки доплясал до конца… Через некоторое время Юрий Григорьевич снова возвратился в народный хор, объездил с гастролями не только Беларусь, но и многие города Советского Союза и зарубежья. В этом коллективе он работает до сих пор, правда, сейчас уже машинистом сцены – для танцев годы не подходящие. – Мои критерии мастерства – оценка зрителей, их аплодисменты. Однажды, когда хор на время ремонта переезжал в другое здание, я помогал разбирать архивные документы и наткнулся на Почетную грамоту. Прочитал и очень удивился: оказывается, несколько десятков лет назад меня ею наградил тогдашний министр культуры СССР Петр Демичев! А я ни сном ни духом об этом не знал. Но обрадовался: все-таки меня ценили! Юрий Круковский преуспел не только в искусстве танца. Его гордостью стали семья, дети. Трое из четверых – Ольга, Григорий и Александр – пошли по стопам отца. Каторга в цветах Все они окончили хореографическое училище и работают в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. – Балет я выбрала с детства, – объясняет Ольга Лядская (до замужества Круковская). – В училище поняла, что это нелегкий хлеб: работать надо с утра до ночи, приходится запрещать себе многое и буквально издеваться над телом, ведь все позиции с вывернутыми стопами, растяжками, прогибами спины для человека неестественны. Недаром Фаина Раневская назвала балет каторгой в цветах. Чтобы заворожить зрителя магией балета, нужно идеально владеть телом, поэтому пришлось приучить себя работать каждый день до седьмого пота. Нам, выпускникам, повезло. В театр (тогда еще музкомедии) одновременно с нами пришла замечательная балерина, прекрасный педагог, заслуженная артистка России Нина Дьяченко. Она создала в театре балетную труппу, и работать с ней было очень интересно. Сейчас в моем репертуаре разноплановые партии в "Жизели", "Дон Кихоте", "Мефисто", "Вальпургиевой ночи", "Шопениане", премьерной "Кармен-сюите". Брат Ольги Григорий поначалу балетным фанатом себя не считал, хотя поражал талантами педагогов-хореографов. "Уже за то, как Круковский вышел на сцену, ему можно ставить пятерку!" – говорили они. – Я танцевал в ансамбле "Ровесник", – рассказывает Григорий. – Когда был принят в хореографическое училище, особой радости не испытал. Мама объявила, что есть одна очень хорошая новость, и я спросил: "Велосипед мне купили?" – "Сынок, тебя в училище приняли!" – ответила она с гордостью. Ни велосипеда, ни коньков, ни лыж у нас в детстве никогда не было. От них развиваются не те мышцы, которые нужны для танцев, возможны травмы. И вообще, мне казалось тогда, что балет – это сплошные жертвы. И только ближе к окончанию училища я понял: выбор сделал правильный… А вот младшего, Александра, хореография привлекала с ранних лет. – Как и отцу, мне нравились народные танцы, – рассказывает он. – Любимым был венгерский. Помню, выступали с ним на фестивале в Италии, и наше училище заняло первое место. Но со временем, поработав в балетной труппе театра, вдруг почувствовал тягу к актерскому искусству. Попробовал – получилось, и меня перевели в артисты-вокалисты. Сейчас занят в спектаклях "Однажды в Чикаго", "Аршин мал алан", "Марица", "Приключения бременских музыкантов". В "Буратино.by" играю сразу четыре роли – Арлекина, Паука, Дуремара и Карабаса. В прошлом году Александр поступил в академию искусств на актерское отделение. Мечтает сниматься в кино. Открылась и еще одна его способность: недавно он успешно выступил в новогодней телепередаче "Вялікая розніца" в качестве пародиста. Ольга, Григорий и Александр во многих спектаклях заняты вместе. А несколько лет назад династия Круковских пополнилась. Григорий женился на прима-балерине театра японке Рине Ивакири. В тандеме Рина родом из города Осаки. Училась в балетной студии, полгода стажировалась в Большом театре балета Беларуси, много гастролировала. Впервые попав в Минск, влюбилась в город с его размеренным ритмом жизни, приветливыми людьми. – Мне понравились балетные спектакли музыкального театра, я решила связать с ним свою творческую судьбу и осталась, – говорит балерина. – Минские зрители очень доброжелательные. Вместе с Григорием мы станцевали ведущие партии в балетах "Дон Кихот", "Жизель", "Шахерезада", "Мефисто", "Щелкунчик". Очень яркой, интересной и необычной стала для меня роль Эвридики в рок-опере-балете "Орфей и Эвридика". Впереди еще много творческих планов. Зрители ценят талант Рины. Они часто говорят, что эта замечательная балерина родилась в пуантах, и приветствуют приму овациями. Любовь ЕГОРЕНКОВА. На снимках: |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by