Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/С любимыми не расставайтесь (Светлана Шидловская, "Вечерний Минск", 21.01.2015)

С любимыми не расставайтесь (Светлана Шидловская, "Вечерний Минск", 21.01.2015)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

С любимыми не расставайтесь 

KovalchikiРежиссер для зрителя находится всегда за кулисами. Лишь на премьере актеры, бывает, силком вытащат его на сцену — вот он! Тот, кто сотворил чудо искусства! Как сотворил? Он объяснит подбор деталей, логику мизансцен… А дальше — только талант и эрудиция. И так получилось, что в семье Ковальчиков отец, мать и сын наделены этими качествами сполна. Михаил Станиславович, Эмилия Михайловна и Сергей Михайлович в общей сложности уже создали сотни спектаклей. А так как все трое еще и педагоги, то воспитали немало актеров и режиссеров. Можно говорить о феномене Ковальчиков. 

Михаил 

Парню из Барановичей повезло: он окончил актерско-режиссерский курс, который в Белорусском государственном театрально-художественном институте (БГТХИ) вела ученица Станиславского народная артистка РСФСР Вера Павловна Редлих. Она стала первым камертоном, объяснила, что в искусстве хорошо, а что плохо. Камертон второй — Георгий Товстоногов, режиссер-гений, лидер Большого драматического театра (БДТ). 

— Четыре с половиной года я стажировался у Товстоногова, — говорит Михаил Станиславович. — Та высота режиссуры, которую задал стране и миру Георгий Александрович, влияла на меня непосредственно. На моих глазах рождались легендарные спектакли, я сидел на репетициях, записывал каждое слово Товстоногова… Однажды набрался смелости и предложил ему свой замысел — поставить на Малой сцене БДТ повесть Александра Володина "С любимыми не расставайтесь". Он внимательно выслушал, более того, написал письмо в институт, чтобы мне продлили практику. Представил труппе как режиссера в его постановке: "Вот Ковальчик, студент из Минска…" 

Таких практикантов у Товстоногова было много со всего Союза, но он обратил внимание на молодого минчанина. Почему? Может, понравился его замысел. А может, почувствовал, что встретился с настоящим фанатом театрального дела. 

— Ставить спектакль довелось с Валентиной Ковель, Натальей Теняковой, Геннадием Богачевым, Георгием Штилем… Актеры были безумно тактичны со мной. Я придумал такой ход: чтобы лучше вникнуть в пьесу, провез их по тем местам, где происходит действие. Наконец, сделали прогон для Товстоногова. Он закатал рукава — и началась настоящая школа режиссуры: мои школьные наработки стали превращаться в крупные яркие куски будущего спектакля. Но… Шел 1970 год, отмечали столетие Ленина, и наверху сочли неправильным включить в репертуар произведение Володина, который имел репутацию диссидента. 

… Планка, заданная Редлих и Товстоноговым, не дает Михаилу Ковальчику быть ниже самого себя. Не этим ли объясняется то, что он в постоянном поиске? Успешный главный режиссер Могилевского областного драмтеатра, Ковальчик в 1989-м уезжает в Россию — вынудили обстоятельства. В Красноярске, Ставрополе, Пятигорске, Волгограде ставит драмы, оперы, оперетты, мюзиклы, работает главным режиссером, худруком. Ему присваивают звание заслуженного деятеля искусств России. 

Возвращение на родину, к любимым местам, началось с родного вуза, который теперь называется академией искусств и где Михаилу и Эмилии Ковальчик несколько лет назад Ричард Смольский предложил вести музыкальный актерский курс. А теперь они готовят и актеров, и режиссеров музыкального театра. 

В 2013-м по предложению Белорусского государственного академического музыкального театра Михаил Ковальчик поставил первый национальный мюзикл "Софья Гольшанская". Итог — две национальные премии: "Лучший спектакль музыкального театра" и "Лучший режиссер спектакля музыкального театра". Режиссер, как вы поняли, — Ковальчик. В конце прошлого года его пригласили в этот театр работать главным режиссером. 

Эмилия 

Михаил и Эмилия — дети победителей. Отец Михаила в годы войны партизанил. Мать и отец Эмилии служили в военно-строительном батальоне. Сегодня маме — 90 лет. Она гордится ими всеми, особенно внуком Сергеем, его женой Викторией, актрисой Современного художественного театра и режиссером телевидения, внучкой Александрой, которая учится на сценографа, внуком Юрой, который уже играет на сцене театра имени М. Горького юного Чацкого. 

— В Витебске я училась в станкоинструментальном техникуме, но театр и телевидение победили во мне будущего инженера, — вспоминает, улыбаясь, Эмилия Михайловна. — Там же, в Витебске, я, юная воспитанница театральной студии, впервые вышла на сцену как актриса. Соседка сходила, посмотрела и говорит маме: "Как твоя дочка ловко устроилась! Ничего делать не надо, а ей — цветы и аплодисменты". 

В 1966-м, выдержав конкурс 60 человек на одно место, Эмилия Морозова поступила в БГТХИ на курс Веры Редлих. Будущая актриса Мила и будущий режиссер Миша "увидели" друг друга на втором курсе, когда нужно было сделать небольшую постановку — отрывок из произведения Джека Лондона. Зимой показали работу, в мае расписались. А в конце четвертого курса, когда началось распределение дипломных работ, студентка Эмилия Ковальчик предъявила свой "диплом" — сына Сергея. В этом качестве "диплом" единственный. 

… Эмилию Михайловну можно назвать перфекционисткой — человеком, который во всем стремится дойти до совершенства. Она освоила пять смежных профессий и специальностей, в том числе и такую, как "Режиссер телевизионных передач". Может быть, к этому ее толкала изменчивая жизнь? Шесть лет Эмилия Михайловна работала в Бресте ведущей актрисой. Как мастер художественного слова ездила с концертами от Белгосфилармонии. Последовала за мужем в Сибирь и на Кавказ, как декабристка. 

— Когда мы переехали в Пятигорск, с удивлением обнаружила, что мне, драматической актрисе, придется петь в оперетте, да еще и с оркестром. И я в пятьдесят лет запела, — смеется она. 

Сергей 

В домашнем архиве хранится листок с первым сочинением сына — пьесой "Наша смерть". Начало: "Мы в мрачном царстве Аида… "Это означает, во-первых, что Сергей Ковальчик стал читать в четыре года и от Агнии Барто вскоре перешел на книжки о Древней Греции. А во-вторых, что он уже был увлечен театром. 

Родители уверены: еще школьником Сережа знал, что будет режиссером. Во всяком случае это сидело у него в подсознании. Как и то, что режиссура вбирает в себя много умений. Окончил музыкальную школу с отличием (вы уже заметили: Ковальчики — семья отличников) и до сих пор играет на аккордеоне, фортепьяно и гитаре. Более того, пишет музыку, делает инсценировки. Создал музыку к сказке "Волк-мореплаватель", которую отец поставил в Пятигорском театре. 

— Я показал худсовету музыку некоего Сергея Морозова. Когда худсовет ее принял, открыл, что композитор — мой сын, — уточняет Михаил Станиславович. 

Среди талантов Сергея Ковальчика есть и такой — делать проблемные документальные фильмы. В свободное время ездит с камерой по Беларуси, снимает по заказу Фонда "Экомир". Участвовал в документальных проектах "Мастерской Владимира Бокуна". Несомненно, со временем ему пригодится и диплом, полученный по специальности "Экономика и государственное управление". 

И все-таки главное дело жизни Сергея Ковальчика — театральная режиссура. За плечами множество постановок и множество наград, например три Гран-при за спектакли "Сестры Психеи" и "Адвечная песня". 

Семь лет назад Сергея Михайловича назначили главным режиссером Национального академического драматического театра имени М. Горького, а два года назад он стал здесь художественным руководителем. 

— Было время, когда я работал в театре имени Горького очередным режиссером, — вспоминает Михаил Ковальчик. — Ставил "Последний срок" по Распутину, репетировал. А за стеной Сергей, школьник, разучивал гаммы на рояле в фойе театра. Актеры ворчали: ну кто там музицирует и мешает? Они и не предполагали, что это их будущий худрук. 

… Это лишь легкий абрис династии Ковальчиков. Пожелаем им творческих успехов и открытий. Нет сомнения — они нас еще не раз порадуют и удивят. 

Светлана ШИДЛОВСКАЯ 
Вечерний Минск. – 2015. – 21 янв.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: