« Назад
СДЕЛАТЬ СВОЙ ВЫБОР
Александр Кузьменков – актер театра музыкальной комедии. Еще не маститый, но уже популярный. Те, кто хоть раз видел спектакли с участием А. Кузьменкова, наверняка запомнили его героев. Это не так уж трудно по двум причинам: во-первых, благодаря эффектной игре (а Кузьменков умеет приковать внимание зрителей одним только своим появлением на сцене), а во-вторых, тем, что почти все его герои – персонажи комические, а потому легко запоминающиеся. Да, Кузьменков – актер комического амплуа, и уж что-что, а смешить он умеет.
Как было бы хорошо – очень весело написать об очень веселом актере А. Кузьменкове. Признаюсь, сначала сработал стереотип, по которому сценический облик актера был принят за его жизненное кредо. На деле все оказалось иначе.
Он родился в эстонском городе Тарту, где закончил музыкальное училище по классу ударных инструментов. Почти тогда же появилось увлечение – гитара.
– Желание лицедействовать началось именно с нее, – говорит А. Кузьменков. – Пел песни Высоцкого, в которых много "игровых" ситуаций. Очень нравился Андрей Миронов. Я в свое время весь его репертуар перепел...
Но вот в 1974 году в Тарту приехала съемочная группа фильма "Соломенная шляпка".
– Весь город шумел: "Съемки идут, съемки идут!" Приехали Миронов, Фрейндлих, Гердт, Kопелян, Стржельчик, Гурченко... Вот тогда я "заболел" и понял: другой профессии, кроме актерской, для себя не найду.
Кузьменков едет в Ленинград поступать в Государственный институт театра, музыки и кино. Но не понравился он чем-то приемной комиссии. Забегая вперед, скажем, что Александр оказался человеком упорным и своего добился: в ЛГИТМиК все-таки поступил. Но это произошло чуть позже, так как между двумя попытками "штурма" была еще и учеба в Минском институте культуры: сначала на кафедре оркестрового дирижирования, а затем – на отделении режиссуры, куда он со временем перевелся. В институте культуры он доучивался, уже будучи студентом ЛГИТМиКа, да и тот умудрился закончить экстерном, перескочив с третьего курса сразу на пятый.
Несколько лет назад минчане имели счастливый случай увидеть бывших сокурсников А. Кузьменкова в качестве артистов созданного ими ленинградского "Театра-буфф". Гастроли в Минске зимой 1984 года были едва ли не первыми в жизни этого только родившегося коллектива. Но А. Кузьменков в труппу этого театра не попал: нужна была ленинградская прописка, которой, увы, в наличии не было. А как раз в то время в Ленинграде гастролировал Минский театр музкомедии. Кузьменков пришел туда и "показался".
– Приезжайте, – сказали ему. – Примем.
Это было в 1983 году. Так он оказался в Минске.
Почти сразу же после прихода Кузьменкова в театр режиссер С. Штейн начал репетиции карнавала "Ночь в Венеции" Штрауса. Актеру досталась роль герцога Урбино.
Кто-то сказал, что любой артист оперетты должен иметь комедийное дарование, понимать юмор и уметь смешить. Он был прав. И в своей первой большой самостоятельной работе А. Кузьменков доказал, что он всеми этими качествами обладает сполна. Одним словом, в коллектив театра он удачно "вписался", и за ним прочно закрепилось амплуа комика. Он воспротивился было – повторяться неинтересно. И совсем уж собрался уходить из театра, но там появился режиссер Вячеслав Цюп – мoлодой, талантливый, дерзкий.
– С приходом Цюпы, – говорит А. Кузьменков, – у многих актеров появились надежды на что-то большое и интересное. Я решил остаться.
В спектаклях, поставленных В. Цюпой, А. Кузьменков раскрылся наиболее удачно. Это и Бони в "Сильве", и работа в спектакле "Клоп" по Маяковскому. Вот уж где по-настоящему проявился кузьменковский характер! Нельзя не вспомнить и поставленный режиссером Б. Второвым спектакль "Денис Давыдов" А. Мдивани, в котором актер сыграл роль гусара Бекетова.
– Когда я впервые увидел Кузьменкова в "Денисе Давыдове", – говорит А. Мдивани, – он произвел на меня огромное впечатление. Было такое ощущение, что я его давно знаю. В его игре какое-то поразительное "попадание" в образ. Он настолько точен в его трактовке, что не вызывает ни тени сомнения: Бекетов должен быть именно таким. Кузьменков–актер характерный, комедийный и очень органичный. Он может сыграть все...
И Кузьменков хочет – и может – играть роли всякие, не только комические, острохарактерные, но и драматические, глубокие. "Клеймо" комика мешает. Есть, правда, одно важное обстоятельство: Кузьменков – непрофессиональный вокалист. И поэтому в театре музыкальной комедии рассчитывать на "серьезные" роли не приходится.
Но дело не только в голосе. В репертуаре любого театра музкомедии довольно мало произведений с хорошей литературной, драматургической основой. А Кузьменкову интересна именно фабула спектакля. Либретто же (что греха таить) в опереттах и музыкальных комедиях зачастую не отличаются высокими художественными достоинствами. А если к беспомощному либретто добавляется еще и неумелая режиссура, то даже при очень неплохом музыкальном решении и необычайном актерском старании спектакль все равно не получается. В нем неинтересно существовать. Отсюда – ощущение неудовлетворенности, осознание того, что актерский потенциал не используется до конца.
– Если бы мне когда-нибудь сказали, что я буду работать в театре оперетты, я бы не поверил, – говорит Александр.
Это не значит, что он не любит свой театр и роли, в нем сыгранные. Нет. Просто не оставляет его мечта о глубоком, драматургически насыщенном материале, о больших и значительных ролях. Сейчас возможность получить их, правда, появилась, и связана она с приглашением А. Кузьменкова в Молодежный театр, которым руководит известный режиссер Б. Луценко.
А пока... Пока у Кузьменкова работы хватает и в родном театре: совсем покидать его он не собирается. Только что закончилась совместная с режиссером Б. Второвым работа над водевилем "Беда от нежного сердца", где Александр играет главную роль. Полным ходом идут репетиции спектакля "Принцесса цирка", в котором Кузьменков является ассистентом режиссера С. Штейна, В общем, забот хватает. Не хватает только времени. Но это как раз в его характере. Оставаться без дела – что может быть хуже для артиста?..
Ольга БРИЛОН. Вечерний Минск. – 1989. – 20 янв.
|