« Назад Шейтл для Цейтл, или Во что одеть актера
Костюм актера на сцене — его вторая кожа, в которой он живет два часа, пока идет спектакль. Как она создается? У нас в гостях художник Музыкального театра Любовь Сидельникова ![]() Дорогой читатель, бывало ли с вами такое, что после спектакля в памяти оставалась не игра актеров, а то, во что они одеты? Костюмы интереснее персонажей? Случается. Однако, поругивая актеров, поставим минус и художнику: сцена — не витрина, здесь всё должно работать на поиск общего художественного решения. Так вот, это не о костюмах Любови Сидельниковой. Они всегда очень точно вписываются в атмосферу спектакля, становятся винтиком общего механизма постановки. Сейчас театр готовит мюзикл "Шалом алейхем! Мир вам, люди" по циклу новелл Шолом-Алейхема "Тевье-молочник". Молочник Тевье живет в местечке. У пяти его дочерей есть только один шанс вырваться из бедности — удачное замужество. Тевье пытается прибегнуть к помощи свахи, но дочери предпочитают сами решать свою судьбу. Художнику по костюмам не позавидуешь: у него нет простора для фантазии. Еврейская беднота — это ермолки, лапсердаки да штаны. ![]() Небольшое отступление: у меня прекрасная профессия, которая не позволяет душе лениться. Делала "Цыганского барона" — узнала многое про цыган и венгров, "Аршин мал алан" — про азербайджанцев, "Сон Дон Кихота" — про испанцев. Вот и сейчас полностью погрузилась в еврейскую историю. В белорусских местечках, ввиду черты оседлости, евреев было очень много, и я увидела, как происходило взаимопроникновение культур. — То есть и белорусы, и евреи одевались весьма похоже. Как же художнику передать национальный колорит? — Есть конкретные детали костюма — особого покроя кепки, рубашки, передники… Всё очень аскетично. Женщины никогда не носили рукав три четверти — только длинный. Закрывали тело до горла. Еврейская одежда была многослойной, с очень спокойной гаммой. Красного цвета не было. Вообще ничего яркого. — Разве костюмы могут быть невзрачными на ТАКОЙ сцене, где блестят и блистают Сильва и Марица, граф Люксембург и Мистер Икс? — Вы правы. Даже заплаты и прорехи в нашем театре должны быть гламурными (улыбается). В этом и есть искусство художника по костюмам — и правду соблюсти, и образ создать, и зрелищность сохранить. К слову, Тевье не оборванец, у него в хлеву не одна корова стоит… Такие евреи, как семья Тевье, всегда имели нарядную одежду для субботы. Рукоделие было в чести, женщины даже кружево плели крючком. — Самая большая сложность в этом спектакле? — Одеть "Библейскую женщину". Режиссер Михаил Ковальчик сказал, что на сцене будет танцевать этакий грустный символ еврейской судьбы. Я придумала ей одеяние. После того как придуманы все образы, эскизы художника поступают в пошивочный цех Музыкального театра, где уже вместе с мастерами-закройщиками Любовь Октябриновна ломает голову, как перевести нарисованное в ткань, какой материал выбрать. Нередко театральный костюм создается из мешковины и "драп-дерюги". Дорогая ткань — не гарантия того, что зритель увидит и оценит эту роскошь, скорее, наоборот, она покажется ему тряпкой. Художник по костюмам знает, как выглядели в старину фижмы и мантилья, мамелюк и комже, но этого мало. Нужно придумать такие фижмы и корсеты, чтобы актерам было легко в них двигаться, петь, драться на шпагах… — "Что это такое вы мне сшили? Почему такие плечи? Где талия?" Слышали подобное от актеров? — Обиды бывают, но не смертельные. Помню, молодой актер должен был играть комическую роль, одежда его разочаровала: он не хотел выглядеть шутом гороховым. А двое других актеров, напротив, попросили с помощью костюма сделать их нелепыми — для роли. Пришлось уродовать красавцев. — Для спектакля вы одеваете десять, двадцать, тридцать человек сразу. А себя? — Нет. На это нужно время, а у меня его вечно не хватает. С детства привыкла сидеть в мастерской в самой простой одежде — халате, джинсах. Не делаю культа из нарядов. — Вы в этом не одиноки: наша одежда с каждым годом все более унифицируется, нивелируются грани между мужчиной и женщиной, между странами и народами… — Ох, не завидую я художнику по костюмам, который в каком-нибудь 2050 году будет придумывать костюмы для театральных персонажей — минчан 2014 года — и искать национальный колорит. Светлана Шидловская Минский курьер. - 2014. – 19 ноя. |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by