Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Синтез сценических искусств (2007 г., Беларуская думка)

Синтез сценических искусств (2007 г., Беларуская думка)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

СИНТЕЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ 

Шесть лет Белорусский государственный музыкальный театр возглавляет Алексей Исаев, являясь его директором и художественным руководителем. До этого на протяжении десяти лет он был ведущим солистом, приехав по приглашению в Минск из Ростовского театра оперетты. Сразу же проявив свои творческие и лидерские качества, А. Исаев очень успешно совмещал работу в театре с активной концертной деятельностью, неоднократно становился лауреатом различных республиканских премий и вскоре получил звание заслуженного артиста Республики Беларусь. За значительный вклад в развитие белорусского музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство он награжден медалью Франциска Скорины. А в 2006 г. был делегатом самого представительного форума страны – третьего Всебелорусского собрания. 

Смена статуса 

В постсоветский период в Театре музыкальной комедии произошло немало существенных изменений. Так, начиная с 1993 г. тут начали ставить самостоятельные балетные спектакли. Тогда целая когорта выпускников Белорусского хореографического училища пополнила балетную труппу, и главный балетмейстер заслуженная артистка России Нина Дьяченко решила окунуть их в настоящую работу. Поначалу подготовили несколько одноактных спектаклей, чуть позднее – более сложные произведения, а вскоре оказались под силу полномасштабные – "Дон Кихот", "Щелкунчик" и даже вершина романтического балета "Жизель". 

Уже через два года труппа впервые выехала на гастроли в Испанию, после чего последовали выступления во многих европейских странах, чаще всего в Швейцарии и Германии. Гордостью коллектива является очень яркий и сильный дуэт Юлии Дятко и Константина Кузнецова – лауреатов и победителей многочисленных международных балетных конкурсов. Таким образом, из ранее обычной труппы театра музкомедии этот коллектив превратился во вторую балетную площадку республики. 

В театре всегда было много постановок, выходящих за рамки жанра: итальянские комические оперы и детские, американские классические мюзиклы и современных авторов, в том числе белорусских – Евгения Глебова, Григория Суруса, Владимира Кондрусевича, Валерия Иванова, Виктора Войтика. И уже много лет назад стало очевидным, что ему по силе поставить не только любой спектакль в своем жанре, но и практически любой музыкальный. Так встал вопрос о смене статуса, и в начале 2000 г. Театр музыкальной комедии преобразовали в Белорусский государственный музыкальный театр. Но это никоим образом не означает, что из репертуара исчезла оперетта: на сегодняшний день в афише десять классических оперетт – примерно половина репертуара. 

О текущем репертуаре 

Театр продолжает свою добрую традицию – начинать и заканчивать сезон новыми постановками. Так, последний начинался премьерой оперетты И. Кальмана "Баядера". Художественный руководитель – А. Исаев, режиссер – народный артист России Юрий Дрожняк. Это яркий, зрелищный спектакль с развернутой музыкальной драматургией и эффектной оркестровкой. Дирижер-постановщик Александр Сосновский старался очистить первооснову от налета старой провинциальности и излишней слащавости. Эффектно и захватывающе звучат также хоровые партии, которым отводится значительная роль в музыкальной канве (хормейстер-постановщик – Светлана Петрова). Сольные партии исполняют в основном артисты младшего поколения. Один из исполнителей главной роли – Раджами – А. Исаев, который по-прежнему не покидает сцену. 

Несколько раньше в постановке Б. Второва вышла еще одна блистательная оперетта И. Кальмана – "Королева чардаша" ("Сильва"). В отличие от "Сильвы", которая ранее шла с огромным успехом и в которой блистала непревзойденная Наталья Гайда, в "Королеве чардаша" использовался другой текст либретто (Ю. Шишмонина). Музыкальный материал остался практически без изменений, за исключением двух вставных номеров. В новом спектакле параллельно развиваются две сюжетные линии: перипетии любовных отношений Сильвы и Эдвина и ретроспектива жизни его матери – бывшей "красотки кабаре", а ныне княгини. Две главные героини воплощают, в сущности, один и тот же образ. Понятно, что эта постановка оказалась нелегкой для исполнительницы роли Сильвы Людмилы Станевич: мало того, что она в спектакле не единственная героиня, так ей еще пришлось вступить в вынужденное соперничество с самой Н. Гайдой. 

До сих пор с успехом идет оперетта "Веселая вдова" Ф. Легара, поставленная в 1995 г. Спектакль был приурочен к 125-летию со дня рождения композитора и 90-летию со дня первой премьеры. Благодаря режиссеру из Москвы Михаилу Дотлибову театру удалось почувствовать всю прелесть первоисточника, использовав подлинную авторскую партитуру с оркестровкой самого Легара и текст либретто, привезенный из Вены. Главную роль – графа Данило – по-прежнему исполняет А. Исаев. 

Есть в репертуаре театра и две культовые рок-оперы известных российских авторов: "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова и "Орфей и Эвридика" Александра Журбина. Художественным руководителем этих постановок является А. Исаев. Первая из них вышла в конце 2002 г. с участием российских театральных деятелей: режиссера Евгения Хандака и музыкального руководителя Михаила Радинского. Дирижер и аранжировщик – Лев Карпенко. По характеру постановки – это мюзикл, в котором воедино слились рок-музыка и церковные песнопения. Очень значима здесь работа хормейстера Светланы Петровой (особенно с учетом канонического пласта музыки). В главной роли – графа Резанова – единственный исполнитель А. Исаев. 

Спектакль "Орфей и Эвридика" вышел в 2004 г. Ранее это произведение ставилось или как рок-опера, или как балет, а наш театр впервые выдвинул смелую художественную идею, органично объединив два этих жанра, в результате чего появилась рок-опера-балет. Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России, лауреат премии М. Бежара Кирилл Шморгонер, который в свое время исполнял одну из партий в одноименном балете, поставленном в Пермском театре. Его партнершей в этом спектакле была заслуженная артистка России Нина Дьяченко, которая уже много лет является главным балетмейстером Белорусского музыкального театра. Разумеется, что при осуществлении белорусской постановки они многое привнесли в нее из собственного сценического опыта. 

Жанровая двойственность спектакля, в котором рок-опера сочетается с балетом, предполагает и дуализм исполнителей. Один и тот же персонаж предстает в двух ипостасях – вокальной и хореографической, и в результате зритель видит на сцене одновременно двух Орфеев (поющего и танцующего), аналогично двух Эвридик и т. д. В этом спектакле заняты только молодые исполнители, и, по признанию Журбина, они достойно справились с поставленной задачей, а сама постановка приобрела новое, совершенно удивительное качество "двойного зеркала". 

Сотрудничество с российскими авторами и постановщиками всегда было плодотворным. Так, в 1998 г. вышел мюзикл Марка Самойлова "Дорогая Памелла" в постановке Б. Второва, рассчитанный специально на Н. Гайду. Недавно театр снова обратился к творчеству этого композитора – к его знаменитому мюзиклу "Дон Жуан в Севилье". 

Литературной основой этого произведения является пьеса С. Алешина "Тогда в Севилье". Интересно, что и сама она, а позже и написанный на ее основе мюзикл пришли к своему триумфальному успеху не сразу. Так, драматург в предисловии к одному из своих сборников, вышедшему в 1978г., пишет: "Странная вещь – судьба пьес. Некоторые лежат годами… Они ходят от режиссера к режиссеру. И вызывают недоумение: "Кому это надо? Для чего?" Вот, например, пьеса "Тогда в Севилье". Пятнадцать лет она лишь вызывала пожатие плеч". Однако стоило поставить пьесу лишь одному коллективу (притом студенческому), как она быстро вошла в репертуар многих драматических театров СССР и даже перешагнула рубеж. Позже по ее мотивам был снят фильм. Но больше всего в театральном мире это произведение известно как мюзикл, музыку к которому создал ленинградский композитор Марк Самойлов, ныне народный артист России. 

"Вначале я написал музыку к драматическому спектаклю по пьесе С. Алешина, который был поставлен в 1970г. в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской, – рассказывает он. – Музыкальные номера этого спектакля были довольно развернутыми, и у меня возникла идея на их основе создать полноценное музыкальное произведение. Но автор пьесы был категорически против. Он и в мыслях не мог допустить, что в каком-нибудь театре музкомедии будет идти спектакль, созданный по его произведению. Ведь Алешин тогда наряду с Розовым и Арбузовым считался одним из видных и серьезных драматургов. Но все же, в конце концов, он пошел на компромисс: разрешил в порядке исключения ставить созданную мною музыкальную комедию в Ивановском театре, оговорив это в специально составленной бумаге. Так в 1971г. знаменитым режиссером Борисом Бруштейном была осуществлена эта постановка. А через пару месяцев после премьеры в Иваново приехала комиссия из Москвы, в составе которой были знаменитые театральные деятели и критики. И вот тогда в моей жизни произошло настоящее чудо! О спектакле писали не только такие специализированные издания, как "Театр" и "Музыкальная жизнь", но практически вся центральная пресса. А в 1975г. Ивановский театр был на гастролях в Москве, и снова – небывалый успех и восторженные отклики в самых авторитетных изданиях. В последний день гастролей на спектакль пришел Алешин, а после его окончания он на сцене обнял меня, сказал "прости" и таким образом снял свой запрет с произведения, дав ему широкую дорогу на подмостки других театров". 

В течение последующих трех-четырех лет 30 музыкальных театров страны поставили этот спектакль, в том числе такие знаменитые, как Ленинградский, Одесский, Новосибирский. Только не в Минске. Когда примерно 20 лет назад М. Самойлов, будучи в нашей столице, предложил это, главный дирижер практически отказал ему. У композитора поныне осталась некоторая обида. Ведь в Минске родились и жили его отец, дед и прадед, и он не предполагал, что на родине предков его произведение, к тому времени уже знаменитое, как бы проигнорируют. 

И вот спустя 35 лет после создания мюзикл "Дон Жуан в Севилье" наконец появился и на минской сцене. Поначалу предполагалось, что постановку осуществит один из российских режиссеров, уже давно сотрудничавший с М. Самойловым. Правда, ряд объективных и субъективных причин помешал этому, и за работу взялся А. Исаев. Он осуществил сценическую редакцию этого произведения с незначительными купюрами в литературном и музыкальном материале, но его суть, эстетическая направленность и смысловые акценты не изменились. 
Уточним, что сюжетная линия пьесы основана на реминисценции широко известного литературного произведения и использовании громкого имени его главного персонажа, несущего в себе определенные характеристики. Однако Алешин сопоставление делал не по принципу сходства, а по контрасту. Его Дон Жуан – вовсе не коварный обольститель и даже… вовсе не мужчина. Под этим именем скрывается трепетная юная девушка – дочь одного из представителей знатного рода, который вынужден был от самого рождения скрывать ее пол, иначе, по законам средневековой Испании, за неимением сына-наследника все его имущество должно было отойти государству. Взаимоотношения этого юного "дона" и благородного Командора, которому сердце подсказало, кто скрывается под именем того самого Дон Жуана, и составляют основу сюжета. 

При подготовке спектакля особенно много сделал музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Лев Карпенко, который создал аранжировку всего музыкального материала. Ведь произведение, написанное десятки лет назад, сегодня требует уже иного звучания, учитывая современные тенденции и возможности новых выразительных средств. При этом самое важное, чтобы аранжировка устроила автора музыки, что не так просто. "Лев Карпенко сделал все корректно и тактично, не изменив сути моей музыки, ничто в его работе не вызывает раздражения или неприятия,– говорит композитор. – Он привнес некоторые элементы джаза, некоторые – сегодняшнего дня, но мои гармонии и мелодии остались. Если бы мне пришлось теперь самому работать над аранжировкой, то, в принципе, я бы сделал почти то же самое. Кстати, в постановке Новосибирского театра она гораздо жестче, там временами я просто не узнаю собственную музыку, хотя обрабатывал ее мой ученик. Если подходить с позиций сегодняшнего дня, то можно и Кальмана аранжировать, но делать это надо умеючи". 

Тут нельзя не отметить, что М. Самойлов, как никто другой, знает в этом толк, ведь он в свое время был одним из лучших в Советском Союзе аранжировщиков. Начиная с 1957г. на протяжении 22 лет работал над воплощением всех произведений В.П. Соловьева-Седова. 

Непростую роль Дон Жуана поочередно исполняют три совсем молодые солистки. В премьерном спектакле на сцену выходила Маргарита Александрович, которая весьма легко и достойно справилась с музыкальной, наиболее сложной частью роли. Образ Командора воплощают тоже трое исполнителей из числа ведущих солистов, среди которых и сам Алексей Исаев. Остальные персонажи – практически все ярко характерные и комедийные, неизбежно попадающие в гротескные ситуации, постоянно возникающие вокруг главного героя. 

Значительное место в этой постановке отводится балету. Балетмейстер-постановщик Николай Реутов, приехавший из Петербурга, известен как мастер мюзик-холла, поэтому привнес некоторые элементы шоу. Его несложные композиции выглядят слаженно и стильно, но порой все же напоминают эстрадную подтанцовку, хотя логично было ожидать более сложных композиций или хорошего вставного номера, поскольку в театре очень сильная балетная группа. 

Но многообразие художественных средств спектакля создает такой удачный синтез, что в целом он выглядит органичным и стилистически законченным. Немаловажную роль в этом сыграла сценография молодого художника Андрея Меренкова. Особенно созданный им суперзанавес с изображением фигур Дон Жуана и Командора в полный рост на фоне средневековой Севильи. Кроме чисто эстетического воздействия, он несет как бы и функциональную нагрузку в синтезе сценических искусств: вокальный и хореографический дуэты главных героев, исполняемые на авансцене, воспринимаются словно сошедшими с полотна их двойниками. 

Мюзикл выглядит свежо, современно и стильно, и молодежь, родившаяся после его создания, воспринимает спектакль хорошо. Кстати, в репертуаре есть три российских мюзикла, ставшие уже классикой жанра. И сотрудничество с этими и другими маститыми авторами будет продолжаться. 

Гастроли 

Можно сказать, что о гастролях, привычных в советское время, здесь уже давно забыли. Их не было с 1991г. Но зато на протяжении последних десяти лет регулярно выезжает за границу балетная труппа вместе с оркестром. Изредка с концертными программами, приуроченными к тому или иному мероприятию, в областных центрах страны выступают группы солистов. Однако даже выездных спектаклей в тот или иной город организовать не удавалось. Все упиралось в недостаток финансовых средств. 

Театры, которые курирует Министерство культуры, имеют определенные дотации и организационную поддержку в плане гастрольных поездок или декад белорусского искусства. Но Белорусский музыкальный театр, будучи по своему статусу республиканским, подчиняется управлению культуры Мингорисполкома, который не особенно идет на это. Организовать же гастроли только за свой счет театру трудно, так как неизбежные при этом расходы будут превышать предполагаемые доходы. 

О том, насколько этот вопрос важен, свидетельствует и то, что А. Исаев затронул его в своем выступлении с трибуны третьего Всебелорусского собрания. Очень отрадно, что Глава государства не оставил его без внимания. В своем заключительном слове А.Г. Лукашенко отметил высокий художественный уровень музыкального театра и его большой вклад в развитие белорусской культуры, подчеркнув при этом, что о нем должны знать не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Но не менее важно, чтобы с творчеством театра были знакомы и зрители регионов Беларуси. К решению этого вопроса сейчас подошли вплотную: по поручению главы Администрации Президента в Мингорисполкоме прорабатывается вопрос об организации гастрольных поездок в областные центры. Недавно они состоялись в Могилеве. 

Кадровый вопрос 

Традиционно в труппу приходили выпускники Белорусской консерватории (ныне – академии музыки), а также солисты, приглашенные из других музыкальных театров. Есть среди ведущих солистов и выпускники ГИТИСа. Однако вопрос подготовки собственных кадров перед театром стоял всегда, и особенно он обострился в постсоветское время. Не случайно десять лет назад в Белорусской академии искусств был открыт экспериментальный курс по подготовке артистов музыкального театра, которым руководил режиссер театра музкомедии Борис Второв. Актерский поток закончили восемь человек, четверо из которых на сегодняшний день довольно уверенно выступают в характерных ролях. С режиссерского потока в театр попала Анастасия Гриненко, которая успешно ставит детские мюзиклы, а также концертные и бенефисные программы. 

Но это молодое пополнение существенным образом изменить кадровую проблему не могло, и в прошлом году был осуществлен второй набор, уже под другим руководством, при котором, к сожалению, не удалось избавиться от предыдущих ошибок: о новой специализации знали очень немногие, а, следовательно, отсутствовал и надлежащий конкурс. А. Исаев отмечает, что только через Министерство культуры ему удалось добиться приглашения на просмотр абитуриентов, и, как оказалось, большинство из них имели слабую подготовку, а у некоторых вообще отсутствовало музыкальное образование. В результате обучаются такие студентки, которые ни по профессиональным качествам, ни по фактуре не смогут претендовать даже на амплуа субреток. Скорее всего, они пополнят драматические или кукольные театры. 

В своем выступлении на третьем Всебелорусском собрании А. Исаев затронул и этот вопрос, подчеркнув, что сложилась практика, когда в вузы культуры и искусств принимают из числа тех, кто сам подал заявление, хотя на эти специальности необходим целенаправленный поиск талантливой молодежи. И прежде чем прийти в столичный вуз, будущие абитуриенты должны пройти предварительный отбор в регионах. А. Исаев приходит к выводу, что кадровую проблему театру придется решать самому, а для этого следует начать с творческих командировок по музыкальным училищам республики. 

В 2006 г. Белорусский музыкальный театр отметил своеобразный двойной юбилей: 35-летие со дня основания и 25-летие со дня приобретения собственного театрального помещения (на протяжении десяти лет ему приходилось странствовать по разным сценическим площадкам Минска). Первая из этих дат состоялась в январе, а вторая совпала с началом нового театрального сезона, к которому и были приурочены эти два празднества.

Зоя ЛЫСЕНКО. 
Беларуская думка. – 2007. – № 1. 



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: