« Назад
"СКАЗКА", А КАК В ЖИЗНИ…
Говорят, препятствия необходимы, чтобы их обойти, приходится искать новые пути. Вот и в работе над новым спектаклем детского музыкального театра-студии "Сказка" препятствий было хоть отбавляй. Артистам музыкального жанра пришлось примерить тяжелые одежды драмы, детям (которых в труппе едва ли не больше, чем взрослых) – постараться естественно держаться на сцене рядом с профессиональными актерами, оркестру, при том, что в названии постановки – "Детский альбом" П.И. Чайковского – подчеркивать, будто музыканты в ней главные, не заглушать драматического действия и в то же время учить юных зрителей слушать музыку.
Премьера сыграна. Что касается новых путей – с этим сложнее. Ну, во-первых, играли классику: либретто спектакля написано по произведениям Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, Н.Г. Гарина-Михайловского – авторов, одно упоминание имен которых, да еще всех вместе, наводит на театр дух смиренномудрия и любви. Единственное, что оставалось либреттисту и режиссеру А.В. Петрову – соединить разнородные ткани "Других берегов", "Детства Темы" и просто "Детства" так, чтобы "швы" проступали не слишком очевидно. Что он и сделал блистательно: "швов" не видно совершенно. Во-вторых, что касается актеров, то и здесь ничего сверхъестественного не наблюдалось: школа белорусской оперетты не проходит бесследно. Впрочем, исполнительнице роли Мальчика Светлане Романовской надо отдать должное: где-то к середине спектакля зал перестал замечать, что Мальчику-то, собственно, вовсе не 12 лет. И это на фоне настоящих артистов-детей! В-третьих, оркестр, взявший на себя главную роль, совершенно заглушался шумом все той же несознательной публики: только "вставные номера" – представление Комедии дель арте и выступления цирковых музыкальных эксцентриков – зал слушал, затаив дыхание, и награждал артистов незапланированными аплодисментами.
Достаточно ли этого, чтобы говорить об очередной творческой удаче молодого, но очень деятельного коллектива (театру "Сказка" всего год от роду, а "Детский альбом уже четвертая его постановка!) Ну, смотря с чьей точки зрения. Родителям спектакль понравился, а театр "Сказка" еще больше: надо, говорили они всемерно поддерживать его благородные начинания. Создатели постановки тоже остались довольны своей работой. А.В. Петров даже сказал: мол, то, что спектакль лучше принимают родители, чем дети – так и задумано. А Глеб Гаврилович Александров, художественный руководитель и главный дирижер театра, добавил: родители временами нуждаются в театральном воспитании сильнее своих чад. А дети? Ну, что с них возьмешь: шумят в зале, рвутся в буфет и в гардероб, не успев попрощаться с артистами, и, кажется, вовсе не проникаются ностальгией Писателя о безвозвратно ушедшем детстве и тоской режиссера об утерянной культуре.
– Наша студия создана, чтобы приобщить детей к театру, – говорит Г.Г. Александров. – Мы занимаемся не просто формальным показам спектаклей – но просветительской работой. А также работой с залом: перед каждым спектаклем общаемся с детьми, объясняем, как нужно воспринимать музыку и то, что происходит на сцене. И работой собственно в студии: у нас около 30 детей, взятых из базовой школы N 170, возглавляемой Анной Михайловной Стадниковой, большим энтузиастом театрального воспитания. Дети не просто эпизодически выходят на сцену, а систематически постигают основы хореографии, пластики, мастерства актера, сольфеджио, хорового пения,– всего того, что воспитает в них если не артистов, то благодарных зрителей. И в этом мы бы не обошлись без помощи Елены Григорьевны Гуляевой, еще одного педагога-энтузиаста, руководителя студии.
Взрослые воспитывают детей и тоскуют по детству. Дети слушают взрослых и думают о своем. Звучит музыка. Открывается и закрывается занавес. Приходите на спектакли студии "Сказка": препятствия, которые там преодолевают, не обойдены еще всеми нами.
М. КУНОВСКАЯ. Знамя юности. – 1992. – 27 окт.
|