« Назад
СКАЗОЧНЫЙ БАЛЕТ!
Белорусский государственный музыкальный театр давно уже стал синонимом праздника. И его здесь умеют дарить не только со сцены. Вслед за капитально отремонтированным зрительным залом, где воцарились красота и комфорт, преобразились и просторные фойе театра. Благодаря огромным зеркалам и оригинальному дизайну они стали выглядеть по-царски величественными. За кулисами тоже есть чему подивиться. При этом театр с завидной периодичностью преподносит зрителям творческие чудеса. На днях здесь состоялась очередная премьера балета-феерии "Сказка о спящей принцессе" на музыку Петра Ильича Чайковского.
– Спектакль посвящен 165-летию со дня рождения великого композитора, к этой дате мы готовились заранее, – отметил директор и художественный руководитель Белорусского государственного музыкального театра, заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев. – Как известно, Чайковский не писал оперетт, зато он подарил миру немало прекрасных балетов. И поскольку в нашем театре есть собственная балетная труппа, причем весьма сильная, мы решили приурочить к юбилею Петра Ильича хореографическую постановку. В нашем репертуаре уже есть его "Щелкунчик", правда, спектакль идет под другим названием – "Заколдованный принц". На сей раз мы решили поставить "Спящую красавицу" и тоже несколько видоизменили название.
В последние годы Белорусский государственный музыкальный театр приятно удивляет своими смелыми экспериментами. Достаточно вспомнить современный "пивной" балет, собственную версию "Юноны" и "Авось", мюзикл "Буратино.by", рок-оперу-балет "Орфей и Эвридика".
– Однако время от времени стоит возвращаться к "родному языку" – классическому балету, – считает главный балетмейстер театра, заслуженная артистка России Нина Дьяченко, осуществившая сценическую редакцию и постановку "Сказки о спящей принцессе". – И хотя за основу была взята хореография Мариуса Петипа, тем не менее, надо учитывать современные реалии. Сейчас другое время, другой зритель, другие ритмы – все куда-то спешат. Поэтому вместо четырех действий мы решили оставить только два.
Спектакль действительно получился не затянутым, а динамичным, смотрится на одном дыхании, так что "заснуть" на этой версии "Спящей красавицы" зрителю не дадут. Да и чарующая музыка Чайковского, наполняющая зал по велению "волшебной" палочки музыкального руководителя и дирижера, доброго волшебника Александра Сосновского, окрыляет душу, и вы становитесь неотделимой частью сказочного действа.
Добавить торжественности происходящему решил и художник-постановщик заслуженный деятель культуры Беларуси, лауреат премии "За духовное возрождение" Евгений Ждан. Он празднично "разодел" сцену и даже "позолотил" традиционно черные кулисы. А какие наряды придумала для героев сказки художник по костюмам Елена Пашкевич! Причем этот спектакль стал для нее своеобразной пробой пера. "Прежде я работала в драматическом театре, а с балетом соприкоснулась впервые, – сказала Елена Александровна. – Здесь есть много нюансов и сложностей. Что получилось – судить зрителю". Поверьте на слово, то, что получилось, радует глаз.
Примечательно, что первыми увидели "Сказку о спящей принцессе" не белорусские, а зарубежные зрители. Спектакль был готов несколько месяцев назад, но поскольку создавался он, как уже отмечалось, к юбилею Чайковского, а день рождения у него в мае, с премьерой не спешили. К тому же подоспели знаменательные события в самом театре: круглые даты Арнольда Ранцанца и Алексея Исаева. И 60-летие Великой Победы надо было достойно отметить. А когда театр пригласили на гастроли в Германию и Швейцарию, решили впервые показать "Сказку о спящей принцессе" именно там.
– Безусловно, риск был большой, зритель там сложный, многое повидавший, – отметила Нина Дьяченко. – Но наш спектакль, показанный там десять раз, был принят очень хорошо, в газетах появилось много лестных отзывов и рецензий. Особой похвалы удостоились Константин Кузнецов (принц Дезире), Рина Ивакири (принцесса Аврора), Майя Янсон (злая фея Карабосс). Кстати, именно на гастролях нас застала приятная новость – наша ведущая солистка балета Юлия Дятко, жена Кости Кузнецова, родила девочку. Так что можно считать, что в нашей балетной труппе – пополнение.
В образе принца Дезире Константина Кузнецова периодически можно увидеть и на сцене Большого театра, в спектакле Валентина Елизарьева. Не будем сравнивать эти постановки, отметим лишь, что молодой отец великолепен в обеих.
"Сказка о спящей принцессе" – не последняя премьера Белорусского государственного музыкального театра в нынешнем сезоне. К середине июля здесь "дозреет" оперетта "Баядерка". Параллельно готовится еще один сюрприз – спектакль "Белые росы". Обычно сначала появляется театральная постановка, а потом уже киноверсия. В данном случае – наоборот. Многим давно полюбился одноименный фильм, снятый по рассказам Алексея Дударева, а теперь с легкой руки Алексея Исаева известный белорусский драматург и композитор Эдуард Зарицкий создают музыкальный спектакль. Причем директор театра поставил перед ними сложную задачу: это должен быть оригинальный и современный спектакль. Постановочную группу возглавила молодой, но уже ярко заявивший о себе режиссер Анастасия Гриненко. А одну из главных ролей согласился исполнить… руководитель группы "Сябры" Анатолий Ярмоленко. Впрочем, Алексей Исаев не любит преждевременно раскрывать творческие секреты. "Подождите до ноября, тогда сами все увидите и оцените", – улыбается он.
Тем не менее не стоит откладывать поход в этот театр до осени – в его афише найдутся постановки на любой вкус и возраст. Только вот о билетах стоит позаботиться заблаговременно – слишком много желающих.
Виктор КУКЛОВ. Народная газета. – 2005. – 1 июня.
|