« Назад
Смогут ли белорусы обмануть Бродвей?
6 и 7 декабря в Музыкальном театре состоится премьера спектакля «Шалом Алейхем! Мир Вам, люди!».
Что такое Бродвей? Рядовой житель Нью-Йорка ответит, что это самая длинная улица города протяженностью 25 километров. Но для большинства туристов это слово ассоциируется с коммерческим искусством. Ведь на Бродвей выходит знаменитый Театральный квартал, кстати, расположенный на острове Манхэттен. На территории квартала находятся 39 крупных театров. Если спектакль поставлен на сцене одного из них, то это означает, что премьера состоялась на Бродвее. Правда, чтобы увидеть такие спектакли “вживую”, придется лететь в Америку. Что же мешает показывать их в Европе? Авторское право!
Постановки мюзиклов в Европе возможны в двух случаях. В первом происходит точный перенос бродвейского спектакля. Например, так в Москве ставились мюзиклы Cats и “Чикаго”. Причем права на показ последнего приобрели Алла Пугачева и Филипп Киркоров. Можно купить права и на показ оригинального спектакля. Например, на “Вестсайдскую историю”, которая идет в Минске в “нашей” версии. Но в обоих случаях для постановки требуется лицензия. Она стоит огромных денег, которых у театров обычно нет (неудивительно, что средства на покупку лицензии “Вестсайдской истории” предоставило Посольство США в Беларуси).
Как же сэкономить деньги и при этом завлечь в театр публику, жаждущую зрелища? Свой выход предложил Музыкальный театр, который готовит очередную премьеру — спектакль “Шалом Алейхем! Мир Вам, люди!”, созданный по мотивам повести еврейского писателя Шолом-Алейхема “Тевье-молочник”. В свое время последнее произведение стало основой для легендарного бродвейского мюзикла “Скрипач на крыше”. Поставленный в 1964 году, он произвел фурор и с того времени практически не сходит с американской сцены.
Но бюджет минского спектакля весьма ограничен. По информации художественного руководителя театра Адама Мурзича, он составил всего 300—400 миллионов белорусских рублей (27—37 тысяч долларов). И то эти деньги театр получил всего за несколько дней до премьеры. Разумеется, на приобретение лицензии их не хватит. Поэтому театр заказал музыку известному композитору Олегу Ходоско, который использовал и переработал оригинальный музыкальный материал американца Джерри Бока. Если говорить о процентном соотношении, то 70% составляет новая музыка, 30% — первоисточник (в том числе все основные хиты). Причем Ходоско, который в сфере академической музыки имеет репутацию “живого классика”, не привыкать к чудесам. Спасение им Латвийской национальной оперы уже стало легендарным.
В 2005 году модный хореограф Раду Поклитару начал ставить балет “Золушка”, действие которого происходило... в борделе. Но незадолго до премьеры фонд Сергея Прокофьева запретил использовать сочинение композитора. И тогда Ходоско за два месяца написал музыку для готового балета (хотя на такую работу обычно уходит не меньше года).
Впрочем, белорусам такие страсти вряд ли угрожают. Пафосное название вряд ли привлечет внимание заграничной публики. Слегка изменится и сюжет, ведь режиссер Михаил Ковальчик осуществил собственную литературную композицию. Он использовал текст американского либретто, а также пьесу Григория Горина “Поминальная молитва” (кстати, долгие годы она шла в Купаловском театре).
Создатели спектакля обещают, что зрители увидят на сцене реалии жизни белорусских местечек. Недаром по территории нашей страны проходила “черта еврейской оседлости”. А создателей спектакля консультировал Григорий Абрамович, главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси.
Может быть, и хорошо, что слегка обманутый Бродвей не узнает о белорусской постановке. Ведь “Шалом Алейхем!” рассчитан не на него, а на благодарную белорусскую аудиторию.
Денис МАРТИНОВИЧ Народная воля. – 2014. – 5 дек.
|