Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Сохраняя авторский почерк (1982 г., Гродненская правда)

Сохраняя авторский почерк (1982 г., Гродненская правда)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

СОХРАНЯЯ АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК

Имре Кальман является гордостью венгерского народа, отмечающего в этом году 100-летие со дня рождения замечательного композитора, творца волшебных мелодий. Произведения Кальмана "Осенние маневры", "Цыган-премьер", "Баядера", "Марица" и ряд других триумфально обошли все сцены мира. Однако "Сильва" считается лучшим произведением. вышедшим из-под пера талантливого композитора. Острота сюжетной ситуации, развернутость музыкальной драматургии, эффектность оркестровки, сочетание лирического и буффонадного, элементы национального венгерского фольклора, песенная заразительность вокальной партитуры, демократичность, заложенная в сюжетной канве, делают "Сильву" выдающимся явлением в жанре оперетты.

Основная конфликтная линия произведения – любовь аристократа графа Эдвина к певице варьете Сильве Вареску. Для любви не существует социальных преград и рангов – вот мысль и идея произведения. Не случайно реакционная пресса после премьеры "Сильвы" в 1915 году яростно обрушилась на Кальмана. "Может ли случиться, – писал рецензент, – чтобы представитель нашей аристократии или офицерского корпуса пропадал в варьете или женился на шансонетке? Нужно, чтобы жандармерия обратила внимание на то, что оскорбление нашего круга не может быть сюжетом публичного увеселения…"

Короче говоря, автор требовал расправы над Кальманом. Но широкая публика оказалась умнее и прозорливее рецензента. Во всех странах "Сильва" завоевала поистине всенародное признание. Не меркнут ее мелодии, не увядают ее горячие чувства, не стареют ее герои, их веселье, дружба и любовь радуют и зажигают. На сценах многих театров, на теле- и киноэкранах идет кальмановская знаменитая оперетта, а ее волшебные мелодии вошли в наше сознание чуть ли не с юношеских лет.

И вот знакомство гродненцев с "Сильвой" Государственного театра музыкальной комедии БССР, поставленной режиссером В. Вербовской, дирижером А. Лапуновым, балетмейстером народным артистом БССР лауреатом Государственной премии СССР С. Дречиным, сценографом народным художником БССР лауреатом Государственной премии СССР Е. Чемодуровым. В спектакле бережно сохранен дух Кальмана, его неповторимый поэтический почерк. Постановщиками ярко прочерчены переходы от драматического напряжения, романтической приподнятости к веселью во всех его переливах: от лирической комедийности до гротеска и буффонады. Весь арсенал жанра, все его богатство мастерски использовано исполнительским составом. Хор, балет. оркестр, декоративное оформление художественно едины.

В заглавной роли выступает народная артистка БССР Н. Гайда. Она не играет заурядную шантанную певичку, как милости ждущую справедливости от графа Эдвина, она создает цельный характер актрисы, отстаивающей свое человеческое достоинство. Сильное и красивое по тембру сопрано, искрящийся темперамент, грация и очаровательная легкость – вот слагаемые успеха Н. Гайды в роли Сильвы.

Эдвин, которого играет артист Г. Харик, покоряет своей молодостью, непосредственностью, артистичностью. Широко и свободно звучат его партии. Дуэты Н. Гайды и Г. Харика великолепны. Особенное впечатление оставляет грациозный дуэт с вальсовым рефреном "Женщин много есть на свете" и партия "Помнишь ли ты…"

Артист Г. Козлов в роли Бони заслуживает высокой оценки. Автору этих строк довелось видеть в этой роли больших мастеров оперетты и, надо сказать, что Г. Козлов успешно продолжает лучшие традиции именитых актеров. Безудержным весельем и добродушием полны сцены с его участием. Артист увлеченно раскрывает музыкальную тему, он захвачен неистребимо веселым настроением, упоением жизнью, и все это щедро перебрасывается в зрительный зал, который отвечает ему благодарными аплодисментами.

Супружеская пара князей Воляпюк почти при каждом выходе вызывает бурную реакцию зрителей. Такой они несут заряд неподдельного юмора! Заслуженный артист Ю. Лазовский в роли князя Леопольда Воляпюка проводит буффонадные сцены без нажима, без дешевого трюкачества. Все его действия и поступки вытекают из характера образа. Ю. Лазовский смелыми и сочными красками прочерчивает сатирический образ аристократа с "голубой кровью". С завидной легкостью, динамично, задорно используя все возможности роли и жанра, играет жену князя Леопольда заслуженная артистка РСФСР Н. Ревинская. Но даже в самых рискованных с точки зрения вкуса комических сценах Ю. Лазовский и Н. Ревинская не теряют чувства меры и такта.

В сдержанной манере играет Ферри артист К. Лосев. Он сердечен, задушевен и убедителен. С эмоциональным накалом артист проводит финал первого акта, в котором горько звучит его песенка о "красотках кабаре" с подтекстом о трудной судьбе этих кафешантанных красоток.

Достаточно впечатляет заслуженный артист УССР А. Ранцанц в роли высокомерно-глупого Ронсдорфа.

С сожалением следует заметить, что роль Стасси в исполнении Л. Зубцовой явно не получилась. Актрисе не хватает эмоциональности, каскадной легкости, обязательных для исполнительницы этой роли. По темпераменту и увлеченности Стасси должна быть равной Бони. Увы… этого нет.

Есть претензии и к хору. Он звучит безупречно и выразительно. Но ведь хористы еще должны представлять активных участников действия. Однако они однолики и безмолвны, оживают только тогда, когда их к этому обязывает клавир и дирижерская палочка. В первом акте происходят яркие конфликты. Сильву, по замыслу авторов и по железному закону логики, должны окружать главным образом ее коллеги про профессии: шантанные певички, танцовщики. Именно к ним обращается Сильва: "Друзья мои!" Этих друзей не может не волновать судьба их Сильвы, ее радость от обручения с графом Эдвином, ее горе, когда это обручение оказывается мнимым. Однако "друзья" безмолвствуют. Они статичны и безразличны. Не друзья, а некие салонные господа. Эти же господа, не меняя внешности и костюмов, присутствуют на балу у князя Воляпюка. Думается, что этот резко бросающийся в глаза просчет нетрудно устранить.

В целом спектакль – интересный, ансамблевый. В нем бьет ключом актерская увлеченность, ощущение радости существования в атмосфере музыки Имре Кальмана. Те, кто побывал на этом спектакле, наверняка унесли с собой заряд бодрости и жизнерадостности.

А. СТРУНИН,
заслуженный деятель искусств РСФСР.
Гродненская правда. – 1982. – 27 июля.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: