« Назад
СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ НА МИНСКОЙ СЦЕНЕ
Советская оперетта. Это словосочетание стало уже привычным, сразу же вызывая в памяти жизнерадостные оперетты И. Дунаевского, Н. Стрельникова, Ю. Милютина, Б. Александрова, Т. Хренникова... Советская оперетта неразрывно связана с жизнью всей страны, всего нашего народа. Её отличает широта тематического кругозора. В оперетту пришли новые герои – рабочие и студенты, геологи и садоводы, пограничники и трактористы, красные командиры и подпольщики, народные мстители и фронтовые медсестры... Эти активные герои воюют с неправдой, утверждают своим примером положительные идеалы человека-борца, строителя новой жизни. Связь с народно-песенной мелодикой, массовой песней, бытовой танцевальной музыкой сделала советскую оперетту любимой миллионами слушателей.
Именно эти качества советской оперетты и определили большой интерес к ней Государственного театра музыкальной комедии БССР. Можно без преувеличения сказать, что советская оперетта занимает ведущее место в его репертуаре. Первой советской опереттой, поставленной в театре, был "Вольный ветер" И. Дунаевского – наиболее монументальное произведение композитора в этом жанре (пьеса В. Винникова, В. Крахта и В. Типота). Тема борьбы малых народов за независимость, против империализма и колониализма, которой посвящена оперетта, актуальна и сейчас. Поставил спектакль заслуженный деятель искусств УССР А. Барсегян.
Перекликается с "Вольным ветром" оперетта Ю. Милютина "Поцелуй Чаниты" по пьесе Е. Шатуновского. Тема, к которой обратились авторы, – борьба прогрессивной молодежи планеты за мир и дружбу между народами. Спектакль рассказывает о путешествии четверых студентов из далёкой Латинской Америки на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. В пути встречаются им и друзья, и недруги, но козни врагов не могут остановить героев. Молодость, искренность чувств, доброта и стремление к счастью торжествуют.
Такая гуманистическая направленность произведения определила характер звучания спектакля. Драматические сцены "растворяются" в атмосфере праздничности, веселья и радости жизни, свойственной молодости. Спектакль этот – и сейчас в репертуаре театра; он сохраняет свежесть, энергию, праздничный задор. Среди интересных актерских работ отметим образы, созданные Р. Курлыковой (Анжела-певица), Н. Гайдой (Чанита), А. Крайниковой (судомойка Анита), Ю. Лазовским (сыщик Кавалькадос).
Особого внимания заслуживает работа, которая велась в коллективе в период подготовки нашей страны к празднованию 30-летия Великой Победы над фашизмом. В честь этой знаменательной даты театр выпустил своеобразную трилогию; в трех спектаклях отражены героические подвиги советского народа и Советской Армии в разные периоды истории нашей страны. Они объединены высоким чувством патриотизма, великой силой гуманизма.
Первый в этой трилогии спектакль – "Свадьба в Малиновке". Вдохновленные образами славных котовцев, писали свою пьесу харьковские драматурги Л. Юхвид и М. Авах; так же увлеченно работал композитор Б. Александров. Оперетта привлекает и сегодня своей гражданственностью, дыханием тех далеких суровых дней. За годы своей долгой жизни "Свадьба в Малиновке" имела десятки сценических интерпретаций. В постановке спектакля уже установилось много традиционных элементов, а порой – и определенных штампов. Но А. Барсегяну – режиссеру-постановщику всей трилогии – удалось создать свежий своеобразный спектакль, в котором чувствуется романтическая приподнятость, героика гражданской войны.
Жюри Всесоюзного смотра музыкальных спектаклей на военно-патриотическую тему, посвященного 30-летию Великой Победы, отметило спектакль почетным дипломом.
Два других спектакля из трилогии – героическая музыкальная комедия О. Сандлера "Четверо с улицы Жанны" по пьесе Г. Плоткина и музыкальная комедия В. Баснера "Требуется героиня" (пьеса Е. Гальпериной и Ю. Анненкова).
В музыкальной комедии "Четверо с улицы Жанны" оживали события, связанные с Великой Отечественной войной. Герои произведения – советские военные моряки, подпольщики. А действие комедии "Требуется героиня" происходит в наши дни. Среди героев спектакля – советские летчики, врачи, деятели искусства... Если в спектакле "Четверо с улицы Жанны" были по-настоящему трагические конфликты, которые держали зрителей в напряжении на протяжении всего спектакля, то в комедии "Требуется героиня" конфликты были в основном лично-интимного характера, притом несколько надуманные. Однако игра актеров помогала "вытянуть" в целом мало интересное произведение.
Из трилогии в репертуаре театра осталась "Свадьба в Малиновке". Спектакль идет с большим успехом. Несомненны актерские удачи Ю. Лазовского (Попандопуло), А. Костецкого (Грициан), Р. Курлыковой (Комариха).
Еще одна советская оперетта в репертуаре театра – народная музыкальная комедия Е. Птичкина "Бабий бунт" по пьесе К. Васильева (режиссер-постановщик М. Лукавецкий). В основе пьесы – два ранних рассказа М. Шолохова – "Председатель реввоенсовета республики" и "О Колчаке, крапиве и прочем". Веселый сюжет, выразительно выписанные образы героев – хлеборобов, конюхов, бригадиров, живая эмоциональная музыка в народном стиле, интересная работа артистов определили успех спектакля.
Остроумно, с юмором рассказывают авторы о том, как в одной донской станице женщины взбунтовались против своей зависимости от мужей, от домашних и кухонных дел. Захотели они улучшить свою жизнь, сделать ее интереснее и богаче. Подбила их на бунт Настя – председатель женсовета. И ушли женщины с хутора, оставив мужей одних…
Актеры разыгрывают эту историю озорно, по-доброму подшучивая над своими героями и заставляя зал весело смеяться над их злоключениями.
Советские композиторы, работающие в жанре оперетты, обращаются не только к современным темам: они воплощают и классические сюжеты. Среди таких работ – музыкальная комедия А. Рябова по пьесе Лопе де Вега "Хитроумная влюбленная", идущая сейчас на сцене нашего театра (режиссер-постановщик А. Барсегян). Это интересный спектакль, в котором выразительно выявились все возможности коллектива. Работа над спектаклем была очень полезной для театра. Актеры встретились здесь с прекрасной литературой.
Очень колоритны и достоверны образы, созданные Н. Гайдой (Фениса), Н. Ревинской (Белиса), В. Баженовым (Люсиндо), Ю. Лазовским (Капитан Бернардо).
Музыкальная комедия В. Ильина и В. Лукашова "Моя жена – лгунья" – недавняя премьера театра (режиссер-постановщик Л. Вилькович, художник В. Гордеенко, балетмейстер С. Дречин). Либретто написал Ю. Рыбчинский по мотивам пьесы "Лгунья" В. Мэйо и М. Эниекена. Это произведение не содержит значительной гражданской идеи, глубокого социального смысла. Зрителям предлагается веселая история о взаимоотношениях супругов. После целого ряда недоразумений все завершается, как обычно в оперетте, счастливым концом. Спектакль воспринимается легко, оставляет приятное впечатление.
Будущие успехи коллектива театра в освоении советского репертуара связаны, разумеется, во многом с талантливой молодежью. Театр заботится о творческом росте молодых актеров, дает им возможность пробовать свои силы во всех репертуарных спектакля.
Яркие выступления молодых артистов – уверенная заявка на будущие новые интересные спектакли и роли.
Ирина ШМЕЛЬКИНА. Тэатральны Мінск. – 1980. – № 4. – С. 21–24.
|