« Назад
СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕТТЫ
Белорусский театр музыкальной комедии еще молод: ему всего одиннадцать лет, но он уже завоевал признание и любовь зрителей, прочно вошел в культурную жизнь республики. Сначала спектакли его из-за отсутствия собственного помещения шли на сценах Дворцов культуры профсоюзов, железнодорожников, Дома офицеров, в гастрольных поездках. И вот в прошлом году творческий коллектив получил прекрасный подарок – современное здание с великолепным зрительным залом на 800 мест, большой сценой, светлым фойе. Красивые люстры из позолоченного стекла, гобеленовый занавес, над парадным входом пять женских фигур, символизирующих поэзию, театр, живопись, танец и музыку... Зритель, придя на спектакль, радуется красоте театра и его убранству.
Получив собственный дом, коллектив театра переживает особое волнение и радость. И невольно оглядываешься теперь на путь, пройденный им. Начальная точка отсчета его – постановка музыкальной комедии "Поет жаворонок" Ю. Семеняко (либретто Н. Калаптур, стихи П. Харькова), в которой рассказывается о мужественной борьбе белорусских партизан и подпольщиков против фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Но музыкальная комедия "Поет жаворонок" не была первой белорусской опереттой. Еще в XIX веке усилиями известного белорусского драматурга В. Дунина-Марцинкевича и композитора С. Монюшко в Минске на любительской сцене была показана оперетта "Рекрутский набор". Через некоторое время последовала постановка музыкальной комедии "Конкуренты" Ф. Миладовского. Затем – "Залёты" ("Сватовство") М. Кимонт по одноименной комедии В. Дунина-Марцинкевича. Однако это были единичные спектакли. Попытки создать белорусскую оперетту в 20-е и первой половине 30-х годов не увенчались успехом. Лишь в конце 30-х годов коллектив артистов оперетты, возглавляемый В. Бебутовым, осуществил в Минске постановку белорусской музыкальной комедии "Заречный борок" С. Полонского.
В послевоенные годы партия и правительство БССР делали все возможное для возрождения театра, повышения его роли в эстетическом воспитании трудящихся. В невероятно трудных условиях, когда белорусский народ с помощью братских народов Советской страны поднимал города из руин, открылся Бобруйский передвижной музыкально-драматический театр. На его основе в 1965 году был создан Могилевский областной театр музыкальной комедии, который показал оперетты "Песнь Березины" Н. Чуркина, "Долина счастья" Ю. Бельзацкого и "Рябиновое ожерелье" Ю. Семеняко. Однако и этот театр не удовлетворял возросших художественных запросов зрителей и был расформирован. Нынешний Белорусский театр музыкальной комедии, начавший свою деятельность в 1971 году, сегодня входит в число ведущих республиканских центров музыкально-театральной жизни. Он осуществил на хорошем профессиональном уровне постановки оперетт "Веселая вдова", "Цыганская любовь", "Фиалка Монмартра", "Сильва", "Марица", "Вольный ветер", "Холопка", "Поцелуй Чаниты", "Свадьба в Малиновке"... В театре сложился талантливый коллектив артистов, обладающих сценическим опытом. Среди них – И. {Н.} Гайда, В. Мазур, Н. Ревинская, Р. Курлыкова, Е. Ожерельева, В. Петлицкая, В. Фоменко, В. Шевкалюк, К. Лосев, Ю. Лазовский, В. Линкевич, В. Баженов и другие.
В 1973 году коллектив с успехом показал белорусскую музыкальную комедию "Павлинка" Ю. Семеняко (либретто А. Бачилы, режиссер С. Штейн, дирижер Н. Фокин {Фотин}, художник А. Морозов, балетмейстер С. Дречин) по одноименной пьесе народного поэта Белоруссии Янки Купалы.
Много делает театр для эстетического воспитания детской аудитории. Такие музыкальные комедии, как "Белоснежка и семь гномов", "Степан – великий пан" и другие, пользуются неизменным успехом у детей. "Степан – великий пан" Ю. Семеняко (либретто А. Вольского) – первая белорусская музыкальная комедия для детей. Замечательная сказка, проникнутая юмором, радостью жизни, любовью к природе, увлекает своей веселой фабулой, популярной музыкой, интересными персонажами. Спектакль, поставленный С. Штейном (дирижер И. Абрамис, оформление А. Морозова, хормейстер Н. Андросова, балетмейстер С. Дречин), воспитывает у детей чувство добра и справедливости.
В числе лучших белорусских оперетт – "Нестерка" Г. Суруса (либретто А. и В. Вольских по одноименной пьесе В. Вольского). Следуя лучшим национальным традициям, композитор использовал для характеристики Нестерки – известного персонажа народных представлений и сказок – бытующие интонации песен, народных речитативных поговорок, танцевальных мелодий. Исходя из популярного музыкального материала, сложившихся бытовых черт, опираясь на весь комплекс любимых в народе игрищ, режиссер Б. Второв, дирижер И. Абрамис и все участники постановки сумели убедительно раскрыть идею произведения, передать его музыкально-драматический пафос. Необходимо отметить интонационную чистоту и точность музыкального текста, свободное сценическое поведение солистов и участников хоровых сцен (хормейстер Н. Андросова). Самое хорошее впечатление оставляют В. Баженов и К. Лосев в роли Нестерки, Н. Ревинская и Р. Курлыкова – Мальвина, Г. Козлов – Школяр-семинарист, В. Линкевич – Пан, В. Шевкалюк – Матей, В. Петлицкая – Настя, Г. Харик – Юрась.
Спектакль "Нестерка" говорит о том, что коллектив уверенно идет по пути поисков новых творческих решений в создании национальных спектаклей.
В последнее время театр осуществил постановку оперетты "Летучая мышь" и двух мюзиклов: "Пенелопа" А. Журбина и "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу. Зрители очень тепло встретили эти интересные спектакли, показавшие значительный профессиональный рост труппы. Заметным художественным событием был показ коллективом балетного спектакля "Барышня и хулиган" Д. Шостаковича.
Деятельность Белорусского театра музыкальной комедии позволяет говорить о разносторонних возможностях его творческого коллектива. Есть полная уверенность в том, что он будет идти и впредь по пути новых свершений, доставлять зрителю радость общения с прекрасным искусством оперетты.
Б. СМОЛЬСКИЙ. Музыкальная жизнь. – 1982. – № 20. – С. 5–6.
|