Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Талантливые дети не нужны оперетте (2000 г., БелГазета)

Талантливые дети не нужны оперетте (2000 г., БелГазета)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ НЕ НУЖНЫ ОПЕРЕТТЕ

Уникальная ситуация. На дипломных экзаменах студентов Белорусской академии искусств (БАИ) по специальности "Актерское искусство музыкального театра" руководители государственных музыкальных театров отсутствовали. При распределении заявок на выпускников не было.

А начиналось все замечательно. В декабре 1995г. в Минкульт, горисполком и БАИ ушло трогательное письмо, подписанное председателем худсовета музкомедии Р. Бузуком. В нем говорилось, что "труппа крайне нуждается в притоке молодых, свежих актерских и режиссерских сил", что Академия музыки готовит вокалистов, а синтетической природе оперетты необходимы специалисты более широкого профиля. Только Академия искусств располагает "высококвалифицированными педагогическими кадрами как по режиссуре и актерскому мастерству, так и по пластическим и музыкальным дисциплинам". В связи с этим театр просит открыть в БАИ специализации "актерское искусство музыкального театра", "режиссерское искусство музыкального театра" и произвести спецнабор.

Все пошли просьбе навстречу. В 1996г. режиссер музкомедии и доцент БАИ Б. Второв, а также народная артистка Н. Гайда по обоюдному соглашению набрали первый в истории курс для нашей оперетты. Крепкая десятка хорошо поющих и танцующих молодых людей в июне 2000-го защищала дипломы двумя полноценными спектаклями и двумя концертами. Они еще не знали, что оказались никому не нужны. Кто-то исхитрился устроиться сам, а трое так и остались без распределения. У одной из этой "тройки" прекрасный оперный голос, а две другие получили красные дипломы.

Официальная версия бывшей музкомедии, а ныне Государственного музыкального театра Республики Беларусь, сводится к отсутствию штатных единиц. Но из 38 ставок только 33 заполнены. Как утверждают знающие люди, эти пять зарплат делятся по крохам между солистами, чтобы хоть как-то компенсировать их не справедливо мало оплачиваемый труд. С точки зрения моральной, какие могут быть претензии к руководству, которое понимает, что артист на свои 28 тыс. руб. без надбавок прожить просто не может. С другой стороны, без постоянного обновления труппы театр тоже не может существовать, и потому иметь свободные резервы просто необходимо.

Кроме официальной версии, есть и неофициальная, "подковерная", которая и создала для выпускников Академии искусств эту парадоксальную ситуацию. Когда художественным руководителем театра стал Б. Лагода, он, естественно, пожелал взять под свою опеку будущее пополнение коллектива. И очень был обижен, когда его все-таки не пригласили ни в педагоги, ни в постановщики дипломных спектаклей. Руководство академии было в принципе не против. Но сами студенты, насмотревшись спектаклей Лагоды в оперетте, познакомившись с предложенным им либретто будущего спектакля, напрочь отказались. Как они сами признаются, не хотели портить воспитанный и привитый вузом вкус, не пожелали опускаться до штампов и пошлости.

А эта театральная болезнь сегодня все глубже захватывает любимый городом музыкальный театр. Стоит лишь взглянуть на его репертуарную политику и работы последних лет, – трудно поверить, что с этим коллективом когда-то работал Роман Виктюк, что здесь блистали заслуженные артисты А. Исаев, Г. Козлов, А. Кузьмин, начинала Анжелика Ютт. В музыкально совершенных, классических опереттах просто некому петь. Театр закрывает репертуарные ниши простенькими названиями, ничуть не задумываясь о перспективах развития этого специфического музыкального жанра.

Тридцать лет назад у Беларуси не было своей оперетты. Сюда в летнее время заглядывали гастролеры из России и Украины. Их простенькие, порой очень провинциальные спектакли пользовались огромной популярностью из-за растиражированной радио и телевидением прекрасной музыки Штрауса, Оффенбаха, Кальмана, Бернстайна. Началось в Минске строительство здания, и первопроходцы отечественной музкомедии настраивались на принципиально новое качество искусства оперетты, которое ничуть не уступало бы мировым стандартам.

Что делать… За этим нехитрым музыкальным жанром закрепилось традиционное представление: пропоют, станцуют, поговорят. Главное – хорошо провести вокальную часть. Как-нибудь станцевать канкан сможет любой артист, а уж искусство драматическое обычно на самом низком уровне. Что с нее спросишь – оперетта!

Нынешнее молодое поколение не хочет следовать традициям старой оперетты. Его идеал – мюзикл мирового класса, вроде популярного ныне в Москве "Метро". Думаете, не сможем? Сможем. И еще как! Тому свидетельство – композиция по мотивам мюзиклов Дж. Кандера "Чикаго" и Фр. Уэбба "Поцелуй женщины-паука", которую самостоятельно придумали и осуществили на дипломном концерте нынешние выпускники. Зрительный зал Академии искусств ревел от восторга, зрители поднялись и стоя аплодировали, вызывая ребят на "бис". А те, растерянные и счастливые, переадресовывали успех своим учителям.

Почему же не дано осуществиться этой художественной перспективе? Потому что сегодняшний Государственный музыкальный театр так работать не умеет. Нет у него молодых кадров, неиспорченных театральщиной, нет постановщика, способного увлечь необычностью творческого почерка. Поэтому, видимо, театр и не пожелал принять в свои стены десять талантливых молодых ребят, о которых все члены государственной экзаменационной комиссии говорили: "Какие замечательные дети!" Это мнение народных артисток республики Марии Захаревич и Лилии Давидович. Это мнение тех театральных людей, что заполняли в течение четырех вечеров зрительный зал учебного театра БАИ.

В конце концов, не такая уж и сладостная перспектива: получать свои 20 условных единиц в месяц. Красивые танцующие и поющие девочки с дипломом "актриса" найдут себе работу. Юлию Шпилевскую пригласил театр имени Янки Купалы. Теперь она там будет играть Павлинку. Высокий, эффектный, с хорошим голосом Сергей Шафранович уже работает в Национальной опере. Самую талантливую на курсе актрису Илону Казакевич и типично опереточную Катю Дегтяреву вроде бы после больших мытарств обещали зачислить в штат Государственного музыкального театра (пришлось им сходить на поклон). Никому ненужную Ольгу Водчиц с красным дипломом пригласили на главную роль в кино. Уверена, пристроятся и другие. Но почему так неразумно отнесся театр к выпускникам? Почему позволил дружной команде разбежаться? Почему не взял в свой репертуар их два отличных спектакля, "Хайра" и "Трубадур и его друзья"? Кстати, первый уже побывал за рубежом и собрал международные призы.

Жаль, что новый музыкальный театр будущего и старая Оперетта не в дружбе. А ведь новый выпуск для стареющей музкомедии будет теперь нескоро.

Татьяна ОРЛОВА.
БелГазета. – 2000. – 17 июля.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: