Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Тот самый мюзикл (2003 г., Рэспублiка)

Тот самый мюзикл (2003 г., Рэспублiка)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ТОТ САМЫЙ МЮЗИКЛ

В Минск приехал Алексей Рыбников, известный композитор (мало кто знает, что именно за его плечами – музыка к более чем ста кинофильмам, в том числе "Буратино", "Про Красную Шапочку", "Тот самый Мюнхгаузен", "Звезда"), народный артист России и "отец" знаменитой рок-оперы "Юнона" и "Авось". Цель поездки – оценить вечно молодой и бесконечно любимый публикой проект в постановке Белорусского государственного музыкального театра и поговорить о дальнейшем сотрудничестве.

"Минская постановка "Юноны" и "Авось" приятно удивила, – отметил Алексей Львович. – Невероятно эмоциональны партии Кончиты и графа Резанова. Что же касается дальнейших планов, мы думаем в ближайшее время поставить детский спектакль. Например, "Буратино" или "Красную Шапочку".

Между тем, по словам Алексея Рыбникова, в первые дни трагических событий на Дубровке московские залы, "отданные" под мюзиклы, опустели. На ленкомовскую "Юнону" и "Авось" люди шли, несмотря ни на что. И опять аншлаг, как будто нет тех двадцати лет за плечами.

Со скоростью "Кошек"

Говоришь Америка – подразумеваешь Бродвей, говоришь Бродвей – подразумеваешь мюзикл. Собственно говоря, американцы затрудняются в определении любимого жанра. Согласно же толковым словарям, мюзикл – это сценическое произведение, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. В либретто перерабатывается практически любой литературный сюжет, что влечет за собой радующее глаз и слух разнообразие тематики. В мюзикле, в отличие от оперы, артист должен соответствовать облику персонажа и обладать соответствующей пластикой: стокилограммовая мадам в роли юной героини не пройдет.

Еще одна особенность жанра – обязательное наличие "звезд". Примеры тому – Лайза Миннелли, Фрэнк Синатра, Одри Хэпберн. И, естественно, просто не мыслим без весьма приличных капиталовложений, которые (иногда) возвращаются сторицей. Например, постановка американского мюзикла (на Бродвее одновременно их идет около шестидесяти, это пока примерно в десять раз меньше, чем в Москве) требует в среднем от 15 до 50 миллионов долларов, окупающихся в случае успеха за полтора-два года. Впрочем, шоу продолжается, пока приходит зритель. Долгожители "Призрак оперы", не сходивший со сцены тринадцать лет, лондонские "Кошки", поющие и танцующие вот уже двадцать один год (и собравшие по миру два миллиарда долларов). Рекордсмен – бродвейский "The Fantastics" и 504 месяца беспрерывного показа.

Пять миллионов за "Чикаго"

Визитную карточку культурной жизни США на свою сцену приняла и Россия. Сегодня в первопрестольной средний бюджет крупного шоу составляет три миллиона, конечно же, долларов (цена билета при этом подымается до 40 у.е.). Первопроходец – "Метро", поразивший российских театралов профессиональным кастингом, тренингом артистов и дорогими спецэффектами, буквально сразу же принес результат – целый выводок новых для отечественного зрителя мюзиклов. Среди них – нашумевшие "Нотр-Дам", "Чикаго", "42-street". Все они вышли на сцену в 2002 году – таким образом за последние двенадцать месяцев Россия по количеству премьер побила все мыслимые рекорды. Не менее впечатляют и средства, затраченные на их постановку и раскрутку. На наружную рекламу "Нотр-Дама" только за три месяца – с апреля по июнь прошлого года – ушло 260000 долларов. Общая сумма вложений в "42-Street" составила почти 5000000 долларов ("Нотр-Дам" "завесил" на миллион меньше), и все равно мюзикл провалился. Не учли американские продюсеры особенностей русского национального характера. Но урок пошел впрок. И вот уже на выходе "Иствикские ведьмы" с Дмитрием Певцовым и Алексеем Кортневым в главных ролях, "Щелкунчик" и...

Между тем мюзикл, а вернее, музыкальная комедия, пустившая крепкие корни, в том числе и в союзном кинематографе, была известна еще бабушкам и дедушкам сегодняшней молодежи. Думаю, "Веселые ребята" и "Небесные ласточки" памятны многим, равно, как и имена актеров, занятых в подобных лентах: Леонид Утесов, Любовь Орлова, Людмила Гурченко, Андрей Миронов. При всем этом в Московском театре оперетты с успехом шли классические бродвейские постановки "Моя прекрасная леди" и "Хелло, Долли!", а меломаны уже вовсю наслаждались ставшими классикой "Иисус Христос – суперзвезда" и "Волосы". Что же такое русский мюзикл, страна узнала в начале 80-х – на сцену "Ленкома" с триумфом и аншлагом вышла "Юнона" и "Авось" Алексея Рыбникова, которой сам автор дал определение рок-опера...

А у нас?

Впрочем, тогда еще БССР не отставала от своей старшей сестры – РСФСР. На сцене столичного театра Музыкальной комедии первые мюзиклы появились практически в один день с московскими и ленинградскими постановками. Причем репертуар, помимо "пришельцев" с Запада, включал и отечественные произведения: "Пенелопу" и "Биндюжник и король" Александра Журбина, "Мост мечты" и "О, милый друг" Виктора Лебедева, "Горе от ума" Олега Фельзера в постановке тогда еще малоизвестного Романа Виктюка. Но тихо взошедший на белорусскую сцену мюзикл без особого шума существовал на ней вплоть до конца девяностых. В начале же третьего тысячелетия отголоски московских удач докатились до Минска.

Зимой прошлого года Белорусский государственный музыкальный театр решил попытать счастья. Буквально из небытия была возрождена "Юнона" и "Авось". Многих театралов выбор Алексея Исаева, директора театра, удивил: история хитросплетений судьбы графа Резанова, написанная двадцать лет назад, уже порядком подзабылась (по крайней мере, в Беларуси), хоть на всем постсоветском пространстве вряд ли найдется человек, не знающий хотя бы строчки из знаменитой "Ты меня на рассвете разбудишь"... Неужели среди массы новых предложений не нашлось ничего стоящего?

– Между прочим, тот же киркоровско-пугачевский "Чикаго", о котором не слышал только мертвый, был поставлен на Бродвее еще в 70-х, – говорит Алексей Исаев (по совместительству исполнитель роли графа Резанова, автор проекта и художественный руководитель постановки). – Так что, действительно, нового в России не так уж много, деньги вкладывают в проверенное временем. Вы подумайте: если за проект тридцатилетней давности отдают такую сумму, сколько потребуется на только что изданный? Вот сейчас, например, на Западе чрезвычайно популярен мюзикл "Ромео и Джульетта". И я с уверенностью могу сказать: он на порядок выше "Нотр-Дама". Возможно, в ближайшее время он появится и в Москве. А "Юнону" и "Авось" я считаю вечно молодой. Вообще, Рыбников опередил время лет на двадцать: тогда люди не были подготовлены к таким сценическим откровениям, тем же хоровым церковным песнопениям. А сегодня... Вы посмотрите, как к нам идут.

И правда, в зале аншлаг. Причем зритель пришел сюда не только за милыми сердцу воспоминаниями юности – здесь полно школьников и студентов. Повышенная цена за билет – до десяти тысяч рублей – не останавливает. Между тем средства на постановку отданы немалые (естественно, по белорусским меркам) – 35000 долларов, хотя изначально рассчитывали потратить в пределах пятидесяти тысяч. За эти деньги купили звукорежиссерский пульт, акустику.

Между Пугачевой и классической оперой

Что и говорить, такой успех просто требует следующего решительного шага.

"Но очень осторожного, ошибиться нельзя, – считает Алексей Исаев. – Например, еще в 90-м году у нас был поставлен мюзикл "Джулия", но по ряду причин сошел с репертуара. Буквально несколько лет назад планировалось, что на сцену Минского Дворца спорта выйдут" "Алые паруса" с участием отечественных звезд Инны Афанасьевой и Валерия Дайнеко, начнутся гастроли по всей стране. И опять не получилось. Собственно говоря, такой бум мюзиклов, как в Москве, возможен только при наличии больших капиталов, при условии, что отечественный шоу-бизнес приблизится к уровню российского.

Собственно говоря, дело тут не только в деньгах. Например, наш театр – государственный. При постановке мы обязаны использовать свой творческий ресурс, иначе артисты попросту останутся без работы. А мюзикл, между тем, требует привлечения талантов со стороны (в английских театрах на кастинг приезжают со всего мира). С другой стороны, без помощи государства никак не обойтись – наши бизнесмены пока не готовы вкладывать деньги в искусство".

Конечно, что станет с мюзиклом, скажем, через десять лет, неизвестно. Причем не только в Беларуси, но и во всем мире. Быть может, мода на это яркое и красочное шоу пройдет. А пока детище американских продюсеров близко народу своим красочным оформлением, драматичностью и... усредненностью (почти как сериалы). Впрочем, по словам Алексея Исаева, мюзикл, в первую очередь, – развлечение, упоительное и блистательное зрелище, поражающее сознание. Закономерно и справедливо: после тяжелого трудового дня человеку хочется расслабиться, ведь струну нельзя напрягать до предела. Другое дело, достоин ли мюзикл тех дифирамбов, которые поют ему со всех сторон? С одной стороны, спрос рождает предложение. И если люди идут на "Призрак оперы", это им нужно. С другой, ведь вложи даже десятую часть от потраченного на "Чикаго" в "Летучую мышь" с прекрасной музыкой и более замысловатым сюжетом – и зритель потянется в зал. Впрочем, и при таком раскладе у мюзикла останутся поклонники. Те, для кого "Руки вверх" – уже просто, но "Аида" – немного сложно. Им лучше сходить послушать Баскова, приобщиться к странному гибриду классики и попсы, да и, по большому счету, покрасоваться прекрасными мехами и дорогими часами. 

С мюзиклом то же самое. Возможно, со временем он и займет свое заслуженное место среди других жанров и видов: где-то между выступлениями пресловутых Пугачевой и Галкина и классической оперой. Главное, чтобы денег на постановку и раскрутку хватило. Ведь на родине мюзикла – в США – уже давно признали: его успех зависит скорее от талантливости продюсера, чем режиссера. Другими словами, это больше бизнес, чем искусство. Подтверждение сказанному можно найти и в Первопрестольной... На мюзиклах здесь зачастую отмывают деньги, ладно, если продукт действительно стоящий... Бывают и такие случаи: доморощенный "новый русский" с "тремя классами церковно-приходской" за плечами согласен финансировать проект, но требует, чтобы спектакль соответствовал лично его вкусу. А люди – они пойдут. Главное, побольше рекламы, шума, скандала да пару-тройку (а лучше пяток) громких имен, не важно, что у звезд этих нет ни слуха, ни голоса. Между тем, как показывает практика, желающие заработать много и сразу, шедевров не создают. Истинное проверяется, по крайней мере, десятилетиями.

А как же насчет мюзикла с белорусскими корнями? Неужели нет у нас достойных сюжетов и авторов? И это после "Анастасии Слуцкой"?

– Собственно говоря, не особенно важно, откуда пришел мюзикл – из России или Китая, – говорит Алексей Исаев. – Главное, чтобы он затрагивал душу. Что же касается поиска авторов, каждый должен заниматься своим делом: композитор писать музыку, поэт или писатель – либретто, театр – осуществлять постановку. Конечно, мы можем кинуть клич: разыскивается достойный мюзикл... А так, пока никто к нам не приходил, трудов своих не приносил.

Анастасия ТЕЛЕШЕВА.
Рэспублiка. – 2003. – 15 сак.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: