« Назад
ТРАДИЦИИ И МАСТЕРСТВО
Государственный театр музыкальной комедии БССР открывает свой очередной двенадцатый сезон "Нестеркой" Г. Суруса. Интересное и оригинальное сочинение молодого композитора, написанное немногим более двух лет назад, стало одним из ведущих в репертуаре театра. Неизменный зрительский успех, Диплом ІІ степени Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и ВТО на Всесоюзном смотре-конкурсе музыкальных спектаклей в апреле 1981 года – это действительно большая победа композитора, выдвинутого на соискание Государственной премии БССР 1982 г. за создание музыки к спектаклю.
Тот, кто побывал на "Нестерке", наверняка получил удовольствие от соприкосновения с искрящимся народным юмором, от встречи с колоритными характерами пьесы В. Вольского и музыкой Г. Суруса.
Опираясь на лучшие традиции народного искусства. Композитор вместе с либреттистами В. Вольским и А. Вольским, режиссером-постановщиком Б. Второвым создали глубоко национальное произведение. Фольклорный сюжет, решенный в духе театрализованного представления скоморохов, утверждение на сцене народного быта, обилие музыкального фольклора и определили национальный характер современного спектакля.
Яркий мелодизм, ритмическое разнообразие, изобретательная оркестровка, стройная система лейттем и лейтмотивов, наделение героев комедии самостоятельной музыкальной характеристикой, свободное владение самым широким кругом музыкальных средств, начиная от народной музыки и кончая современной эстрадной, способствовали созданию целостной музыкальной драматургии, ее сценического решения и художественного оформления "Нестерки".
Для воспитанника Белорусской государственной консерватории (класс профессора А.В. Богатырева) Г. Суруса, закончившего затем ассистентуру-стажировку в Ленинграде у А.С. Лемана, белорусская песня стала живительным источником вдохновения. Выражение замысла с помощью средств, связанных с народной интонацией, явилось творческим кредо композитора.
Эту мысль подтверждает и ряд сочинений, написанных Г. Сурусом за последние 5 лет: "Юбилейная увертюра" и фантазия "Белорусские узоры" для оркестра народных инструментов, "Праздничная увертюра" для симфонического оркестра, вторая и третья фортепианные сонаты, несколько фортепианных циклов, пьесы для баяна, сюита для цимбал и фортепиано "Белорусские напевы", эстрадные пьесы, песни. Во всех них, независимо от жанра и творческой задачи, ощущается влияние народно-песенной стихии. Кстати, большинство из названных произведений прозвучат в авторском концерте Г. Суруса в ноябре в зале Белорусской филармонии.
Особое место среди них занимает музыкальная комедия "Нестерка", успех которой во многом определило творческое содружество композитора, режиссера, художника, дирижера, исполнителей и всех тех, кто было связан с постановкой оперетты.
Режиссер Б. Второв сконцентрировал все внимание на главном герое – Нестерке и массовых сценах. Динамика действия вовлекла в свое движение не только актеров, которые играют комедию как бы на одном дыхании, но и зрителей. От начала до конца все смотрится с неослабевающим интересом.
Декорации художника Б. Герлована, яркостью красок и костюмов напоминающие лубочную картинку, наряду с режиссурой массовых сцен вызывают ассоциации с народным театром.
При ведущем значении музыки в раскрытии центральных образов "Нестерки" и развития сюжета, несомненно, ответственна роль оркестра. Высокое качество звучания, ансамблевая слаженность – вот его отличительные черты.
Много добрых слов заслуживают солисты театра засл. арт. БССР К. Лосев (Нестерка), засл. арт. РСФСР Н. Ревинская (Мальвина), засл. арт. БССР В. Шевкалюк (Матвей), нар. арт. БССР Н. Гайда (Настя), Г. Козлов (Школяр), Г. Харик (Юрась), В. Линкевич (Пан), засл. арт. БССР В. Фоменко, В. Сердюков, С. Щапов, Ю. Лазовский (скоморохи) и другие. Благодаря темпераментной, полной задора игре актеров были созданы запоминающиеся образы веселого и остроумного Нестерки, напыщенного туповатого пана Барановского, мнимо-ученого Школяра, сварливой и гонористой Мальвины, молодых влюбленных Насти и Юрася. Высоким профессионализмом отличалась и вокальная сторона спектакля.
Музыкальная комедия Г. Суруса "Нестерка" свидетельствует о мастерстве композитора, действительно заслуживающего стать лауреатом Государственной премии БССР 1982 г. Это и одно из высоких достижений белорусской оперетты в целом. К настоящему времени "Нестерка" уже "шагнул" за пределы республики. Через месяц состоится его премьера на Украине в Николаевском театре музыкальной комедии. Сам же композитор полон творческих замыслов, и мы вправе ожидать от него новых оригинальных сочинений.
Г. ГОРОШКО, музыковед. Знамя юности. – 1982. – 23 сент.
|