« Назад
ТРУДНО ЖИВЕТСЯ ОПЕРЕТТЕ
Государственный театр музыкальной комедии БССР – ровесник девятой пятилетки. Его встреча со слушателями состоялась в январе 1971 года. Рождения нового театра минчане ожидали с нетерпением. И первые спектакли обнадежили. Хотя к этому времени комплектование труппы еще не было полностью завершено, ощущалось немало "творческих прорех", все же было очевидно, что театр сразу стал на верный путь и в репертуарной политике, и в отношении тенденций постановочно-творческого порядка.
Интенсивная работа коллектива дала положительные результаты. За пять лет показано более двадцати спектаклей. Все эти годы театр ищет своего героя, свой репертуар; характерно, что из общего числа постановок более половины составляют произведения советских авторов.
Значительные художественные результаты были достигнуты в процессе подготовки к празднованию 30-летия Великой Победы. Своеобразную трилогию, посвященную героическим подвигам воинов Советской Армии, составили такие спектакли, как "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Четверо с улицы Жанны" Э. Сандлера, "Требуется героиня" В. Баснера (режиссер-постановщик А. Барсегян). Среди произведений советских авторов заслуживает внимания "Поцелуй Чаниты" Ю. Милютина, "Хитроумная влюбленная" А. Рябова, "Неделя вечной любви" Ю. Семеняки, "Бабий бунт" Е. Птичкина. Украшением афиши является "Павлинка" Ю. Семеняки, постановка которой (режиссер С. Штейн) стала значительным явлением в художественной жизни республики.
За 5 лет в основном сформировалась труппа театра.
Таким образом, есть все основания говорить о том, что театр способен сейчас решать значительные художественные задачи. Залогом того являются энтузиазм труппы, упорство, с каким работает творческий состав.
Между тем нельзя не отметить и того, что в художественном уровне спектаклей театра можно увидеть и резкие качественные перепады: рядом с интересными работами встречаются спектакли слабые, недостаточно интересные по режиссерскому решению: иной раз можно упрекнуть постановщика в стремлении к так называемой "современной" трактовке, к нарочитой экстравагантности, в желании сделать так, как "еще не было". В итоге спектакль приобретает налет пошлости (пример такой работы – "Четвертый позвонок", который, едва обретя сценическую жизнь, тут же был изъят из репертуара).
В сценической жизни некоторых удачных спектаклей также с течением времени обнаруживаются творческие потери, а это особенно обидно. Почему же это происходит?
Театр на протяжении всего своего существования испытывает массу трудностей организационного и творческого порядка, которые лихорадят его работу, порой сводят на нет усилия коллектива.
Особенно остро стоит проблема режиссерских кадров. Характерно, что труппа формировалась без главного режиссера (вероятно, определенные просчеты в ее комплектовании проистекают именно из этого обстоятельства). Последние годы должность главного режиссера была вакантной. Не заняты сейчас и все должности очередных режиссеров. Положение, когда в театре нет ни одного штатного постановщика, без сомнения, можно считать чрезвычайным. В работе над спектаклями за пять лет принимали участие двенадцать (!) режиссеров, большинство из них приглашались из других коллективов. Отсюда пестрота постановочных почерков. И, повторяю, особенно обидно, что, лишенные режиссерского "надзора", даже крепкие спектакли стали разбалтываться. Хозяйский глаз нужен для определения перспективы развития труппы, для выработки репертуарной линии. Именно главный режиссер,– а им назначен сейчас В. Попов – должен заниматься этими вопросами.
"Прорехи" зияют и в других "цехах" коллектива. Полтора десятка вакансий в актерском составе. Хор недоукомплектован. Приглашение хористов в спектакль на разовых началах отрицательно сказывается на качестве звучания.
Свои трудности есть и у оркестра, где тоже недостает исполнителей. Очень обнадеживает приход в театр нового главного дирижера А. Лапунова, который за короткий срок сумел значительно поднять исполнительский уровень оркестра. Это заметно в таких постановках, как "Требуется героиня", "Неделя вечной любви", "Бабий бунт". А. Лапунову предстоит утвердить себя в качестве организатора и руководителя творческой жизни коллектива.
Теплые слова следует сказать и в адрес балетной труппы. Ныне она радует неплохой творческой формой, в чем большая заслуга С. Дречина – опытного, творчески мыслящего балетмейстера.
Итак – вакансии, вакансии, вакансии. А как их заполнить? Дирекция не располагает свободным жилищным фондом, что препятствует приглашению артистов из других городов. Пока этот вопрос не будет урегулирован, проблема доукомплектования будет решаться очень медленно.
В чрезвычайно трудные условия поставлен театр и в отношении художественно-декорационного оформления. Не имея своей производственной базы, он вынужден обращаться в комбинат Театра оперы и балета БССР. Естественно, что заказы музкомедии выполняются в последнюю очередь. Не говоря уже о слишком высокой стоимости работ (накладные расходы составляют 87 процентов против 30 процентов для оперного театра), задержки с выполнением заказов часто приводят к тому, что к моменту очередной премьеры художественное оформление оказывается неподготовленным и доделывается уже на ходу.
Самая большая проблема, которая волнует не только театр, но и всю музыкальную общественность,– это отсутствие постоянной сценической площадки.
В течение всех лет существования коллектива, приходилось играть в самых разных помещениях: в окружном Доме офицеров, клубе имени Ф. Э. Дзержинского, во Дворце культуры Белсовпрофа, дворцах культуры тракторного завода и текстильщиков. Минский зритель с трудом ориентируется в этой ситуации, никогда заранее не зная, куда он должен пойти, чтобы посмотреть тот или иной спектакль. Но беда не только в этом. Беда в том, что такой "кочевой" образ жизни не способствует созданию творческих условий для работы. Актерам каждый раз приходится вновь и вновь приспосабливаться к новым акустическим условиям зала, к новой сцене.
В минувшем сезоне такая "чехарда" с помещениями продолжалась. Следует добавить, что Дом культуры Белсовпрофа закрывается на ремонт; коллектив лишается и этой площадки.
Нельзя сказать, что положение абсолютно бесперспективное. Напротив, перспектива есть. Закончена проектная документация, выполненная мастерскими "Минскпроекта". Она передана строительному тресту № 7. Выделены соответствующие средства. Работы начались и рассчитаны на три года. Но как же работать театру в течение этих лет, не снижая художественного уровня? Очевидно, Министерство культуры БССР должно особенно пристально и внимательно отнестись к нуждам молодого коллектива.
И все же, несмотря ни на какие трудности, коллектив работает активно, целеустремленно, завоевывая достойное место в ряду своих белорусских собратьев. Недавно он осуществил постановку (режиссер С. Штейн) новой оперетты-водевиля Ю. Семеняки "Неделя вечной любви". Надо подчеркнуть, что в лице Ю. Семеняки театр имеет своего композитора, который постоянно заботится о пополнении репертуара. Как и во время первой своей встречи с труппой (С. Штейн ставил оперетту Ю. Семеняки "Павлинка"), режиссер вновь сумел зажечь актеров, заинтересовать коллектив. Спектакль получился звонким, озорным, веселым, точно отвечающим законам жанра.
А в конце прошлого сезона нас пригласили еще на одну премьеру – народную музыкальную комедию "Бабий бунт" Е. Птичкина. Поставил ее главный режиссер Иркутской музыкальной комедии М. Луковецкий. Театр снова вышел с честью из сложных положений, создав динамичную, веселую, художественно убедительную постановку, тепло принятую зрителем.
Интересны и перспективные планы. Но следует отметить, что в репертуарном портфеле нет достаточного запаса белорусских национальных произведений. Пока только музыкальная комедия "Нестерка" молодого белорусского автора Г. Суруса давно ждет внимания труппы. Совершенно очевидно, что надо серьезно заняться налаживанием творческих контактов с композиторами республики.
Е. РАКОВА, музыковед. Советская культура. – 1976. – 17 авг.
|