Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/У гастрольного финиша (1971 г., Заря)

У гастрольного финиша (1971 г., Заря)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

У ГАСТРОЛЬНОГО ФИНИША

Летний театральный сезон в Бресте подходит к концу. В эти дни наш зритель, стосковавшийся по хорошей оперетте, наслаждается гастрольными спектаклями Государственного театра музыкальной комедии БССР. Много побывало в городе за лето театральных коллективов, но ни один из них не пользовался таким успехом, как Минский театр музкомедии. И это не случайно.

Театр молод, ему не минуло еще и года. И тем не менее он берется решать – и не безуспешно! – большие творческие задачи. Возник он осенью прошлого года на базе Бобруйского театра музыкальной комедии. Вобрав в себя все лучшие силы из существовавшей труппы, он значительно пополнил свой творческий состав артистами из театров РСФСР, выпускниками московских и минских театральных училищ и вузов. Театр имеет сыгранный оркестр, хорошо звучащий хор и значительную балетную группу, укомплектованную перспективной молодежью. Комплектование солистов вокальной группы продолжается. Однако и при наличном составе коллектив работает с полной отдачей.

За свой первый сезон молодой театр успел выпустить пять премьер. Четыре из них вошли в гастрольную афишу: "Фиалка Монмартра" И. Кальмана, "Вольный ветер" И. Дунаевского, "Холопка" Н. Стрельникова и "Кавказская племянница" Р. Гаджиева. В небольшой обзорной рецензии не представляется возможным дать подробный анализ всех четырех спектаклей, тем более сделать какие-либо решительные выводы о работе новорожденного театра. Поэтому остается поделиться лишь общими впечатлениями о спектаклях минчан и отметить те положительные тенденции, которые вырисовываются в их творчестве.

"Фиалка Монмартра" знакомит зрителя с классической опереттой, с ее музыкальной структурой и сценарными закономерностями. В ней авторы рассказывают о мытарствах трех представителей парижской богемы – поэта (артист В. Титенко), композитора (артист В. Фоменко) и художника (артист Ю. Летов), которые, будучи изгнаны из квартиры за хронический неплатеж, пишут оперетту из жизни своих коллег, чтобы за счет будущего гонорара поправить свои дела. Их комические приключения и составляют сюжет пьесы, оплодотворенной блестящей музыкой И. Кальмана.

Действие оперетты И. Дунаевского "Вольный ветер" происходит на фоне конфликта между судовладельцем (артист Ю. Харитонов) и матросами-рыбаками. Их борьбу возглавляет и доводит до победного конца отважный партизанский вожак, скрывающийся под именем матроса Янго (артист К. Лосев). Героический сюжет пьесы, пересыпанный комическими сценами, и жизнеутверждающая музыка создают веселое, неотразимо бодрое настроение.

"Холопка" уносит зрителя в царскую Россию конца восемнадцатого столетия, в роскошную усадьбу бывшего царского брадобрея графа Кутайсова (заслуженный артист РСФСР Ю. Лазовский). Граф влюблен в актрису придворного театра, бывшую крепостную Батманову (артистка Н. Гайда) и хочет на ней жениться. Но та любит крепостного Туманского (артист Ю. Летов) и отказывает графу. Тогда коварный самодур предлагает ей выйти замуж за Туманского, обещая дать последнему "вольную". Влюбленные соглашаются на брак. Но в разгар свадебного торжества граф объявляет, что Туманский его холоп, и, выйдя за него, Батманова тоже становится холопкой. Молодожены ухитряются бежать, а граф, под давлением гусар, поклонников Батманвой, грозящих ему разоблачением издевательств над придворной актрисой, подписывает обещанную "вольную". Лирическая драма героев "Холопки" нашла глубокое осмысление в замечательной музыке Н. Стрельникова.

Веселая музыкальная комедия Р. Гаджиева "Кавказская племянница" являет собой интересный опыт, построенный на современном сюжете и национальных традициях азербайджанской музыки.

Из всех четырех спектаклей наибольшего внимания по режиссерской интерпретации заслуживают "Фиалка Монмартра" и "Холопка", поставленные режиссером В. Вербовской, главным дирижером, заслуженным артистом БССР П. Кирильченко и главным художником А. Морозовым. А самой завершенной в смысле художественной цельности сценического образа, несомненно, явилась бы "Холопка", если бы… не одна деталь, связанная с решением финала третьего акта. Спектакль, великолепно звучавший как глубокая лирическая драма, в самом кульминационном пункте вдруг обрывается откровенно фарсовой сценой в корчме, нарушающей его стилевой единство.

Авторы пьесы предлагают несколько вариантов финала, но режиссер-постановщик В. Вербовская выбрала, на мой взгляд, самый спорный, отчего снижается эстетическая ценность спектакля.

Хочется особо отметить зрительный образ спектаклей, так поэтически ярко решенный художником А. Морозовым, большим знатоком опереточного стиля. Сочная палитра красок, замечательные по изяществу и красоте декорации и костюмы, очаровывающая игра свето-цветовых созвучий, сливаясь с музыкой, пластикой и вокалом, переносят зрителей в какой-то сказочный, феерический мир.

Исполнительское мастерство артистов, учитывая неполную укомплектованность состава труппы, стоит в целом, на хорошем уровне. Но заметно выделяются профессиональной квалификацией такие актеры как заслуженные артисты РСФСР Ю. Лазовский, В. Дегтев, Н. Ревинская, заслуженные артисты БССР Д. Иванова, В. Шевкалюк, артисты К. Лосев, Ю. Летов, Н. Гайда и другие.

Гастрольные спектакли Государственного театра музыкальной комедии БССР показывают, что театральный мир Белоруссии обогатился новым художественно ценным коллективом, который, несомненно, займет почетное место среди других театральных коллективов республики.

Арк. СУРСКИЙ.
Заря. – 1971. – 4 сент. 



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: