« Назад
В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ ЖАНРА
По сей день длятся споры – считать ли замечательного венгерского композитора Имре Кальмана классиком или закрепить за ним титул одного из создателей неовенской оперетты? Но пока спорят специалисты, зрители идут и идут на постановки кальмановских произведений, в том числе и тех, которым исполнилось полвека. Примером может служить второй гастрольный спектакль наших гостей из Минска, показавших "Марицу" И. Кальмана.
Это – одно из самых известных творений композитора, уступающее по своей популярности, да и по музыкальным достоинствам, разве одной только "Сильве". Впрочем, у них есть еще одно знаменательное сходство: клавиры обеих этих оперетт строятся на народных венгерских напевах, а знаменитый чардаш Тассило, пожалуй, превосходит все, созданные Кальманом в этом ритме.
Государственный театр музыкальной комедии БССР внимательно отнесся к музыке Кальмана. Дирижер Н. Фотин не допускает никаких вольностей, никаких неоправданных купюр, – все идет, как написано. Но особенно любовно отделаны дирижером лирические номера. И мы как бы заново слышим давно знакомые мотивы, открывая в них неведомые доселе красоты.
Не случайно мы начали разговор именно с музыки – она, и только она – главное, что привлекло минчан; что же касается либретто "Марицы", на котором значится имя автора русского текста Л. Захарова (стихи Е. Геркена), то оно имеет мало общего с оригиналом. Мы отнюдь не собираемся идеализировать созданную более полувека назад пьесу Брамлера и Грюнвальда. Но там была своя драматургия, тесно связанная с музыкальной драматургией Кальмана, и всякие неоправданные изменения в структуре пьесы мстят за себя.
И все же спектакль (режиссер З. Вербовская {В. Вербовская}), удался. В коллективе минчан есть главное – превосходная Марица, актриса Н. Мазур {В. Мазур}. Ей щедро дано все, что требуется для опереточной героини, – настоящий, звучный голос, обаятельная внешность, умение вести диалог... А когда в спектакле есть хорошая Марица – это, по меньшей мере, половина успеха.
Впрочем, и Константин Лосев, исполнявший роль Тассило, в драматической части образа был достойным партнером В. Мазур. И голос его в значительной части партии, звучал уверенно. Можно дополнить, что знаменитый чардаш в его исполнении был горячо принят зрителями.
В доброй, традиционной манере выступала вторая пара – С. Муратова (Лиза) и заслуженный артист БССР В. Фоменко (Стефан). Нет, это не опечатка: волею либреттиста партнером и женихом Лизы в данном варианте оказался не Коломан Зупан, а Стефан, который в оригинале являлся всего лишь эпизодическим персонажем. Разумеется, роль и исполнитель от этого выиграли, зато основательно пострадала роль Зупана, которому просто нечего делать в спектакле... А жаль: играет Зупана хороший, мягкий мастер, заслуженный артист БССР В. Шевкалюк.
Вместе с другими комедийными персонажами – Эстергази, Божена, Пеничек {Пенижек}, которых играют А. Приходько, Л. Мацкевич, С. Щапов, они составили дружный и веселый ансамбль. Заслуживает быть отмеченным пение и игра Р. Курлыковой в небольшой партии цыганки Мани.
Эффектно смотрятся декорации первого акта спектакля, справедливо встреченные аплодисментами зрителей (художник А. Морозов). Да и оформление остальных двух актов, равно как красочные костюмы, свидетельствуют о наличии в театре высокой оформительской культуры. Балетмейстер театра, народный артист БССР С. Дречин органично сочетает танцы с музыкой.
Можно сделать некоторые выводы по первым двум спектаклям минчан. К нам в Донецк приехал хорошо организованный, сильный коллектив, с которого, несмотря на его совсем юный возраст (пять лет!), можно спрашивать полной мерой. И то, что мы уже видели, полностью отвечает взыскательным требованиям
В. ЛЫСЕНКО. Вечерний Донецк. – 1975. – 7 июня.
|