« Назад БОРИС ВТОРОВ: "В "МУЗКОМЕДИИ" – ПРЕМЬЕРА"
Что оказалось наиболее важным в работе над мюзиклом?
В Театре музыкальной комедии идут последние репетиции мюзикла Марка Самойлова "Дорогая Памела". Премьера состоится 7 февраля. Это первая постановка пьесы Дж. Патрика в варианте мюзикла в Беларуси. Постановку осуществляет Борис Второв, муз. рук. и дирижер – Александр Сосновский, художник – нар. художник Беларуси, лауреат Гос. премий Борис Герлован, балетмейстер – нар. артист Беларуси Владимир Иванов, хормейстер – Светлана Петрова, дирижер – Николай Макаревич, музыкальная редакция и аранжировка – засл. арт. Беларуси Владимира Ткаченка. Роли исполняют: нар. арт. Беларуси Наталья Гайда, засл арт. Украины А. Ранцанц, засл. атр. России А. Кузьмин, В. Шабуня, В. Петлицкая, А. Костецкий, В. Сердюков, лауреат межд. конкурса С. Качанова, В. Баженов и др. Борис Петрович Второв закончил Белорусский театрально-художественный институт по курсу режиссер драматического театра. По окончании института 14 лет работал в России, затем вернулся в Беларусь. В его активе около 80 постановок в театрах России и Беларуси. Последние 20 лет работает в Театре музыкальной комедии, где им поставлены "Мост мечты" В. Лебедева, "Вольный ветер" И. Дунаевского, "Пеппи" В. Дашкевича, "Беда от нежного сердца" А. Шереметьева, "Нестерка", "Судный час" Г. Суруса, "Денис Давыдов" А. Мдивани, "Джулия", "Стакан воды" В. Кондрусевича. Особое место в творчестве Б. Второва занимает сотрудничество с белорусскими авторами. В работе с композиторами и драматургами он проявляет искреннюю заинтересованность и оказывает конкретную помощь в создании произведений национального репертуара. Б. Второв активно преподает в Белорусской академии искусств, он один из инициаторов создания и руководитель специального курса актеров и режиссеров музыкального театра, первый выпуск которого состоится в 2000 году. Накануне премьеры наш корреспондент Андрей Костин беседует с Борисом Второвым. – Вероятно, вы обратились к этой пьесе не случайно? – Лет 25 назад в драматических театрах, тогда еще Союза, широко прошла пьеса Дж. Патрика "Дорогая Памела". Она имела успех, потом ее немного подзабыли, но в конце 70-х Марком Самойловым был написан мюзикл, который прошел по многим музыкальным театрам. Сегодня пьеса показалась нам очень интересной по двум причинам: во-первых, она актуальна: о стремлении опустившихся людей заработать деньги любым путем. Группа мошенников пытается провернуть аферу со страховкой. Они попадают в дом к пожилой, одинокой женщине, которая силой своей доброты, человечности заставляет их взглянуть на жизнь, на себя и свою судьбу по-другому. Что нам действительно мешает сейчас жить, так это стремление к "медному пятаку". И слова, что мы плохо живем, зачастую просто служат маскировкой стремления к обогащению. Во-вторых, этот материал прекрасно подходит актерскому ансамблю театра. Спектакль ставится в расчете на творческую индивидуальность нар. арт. Беларуси Натальи Гайды. Она исполняет главную роль Памелы Кронки. Ее талант позволяет воплотить и музыкальную, и драматическую стороны роли, соединить все это в сценической неповторимости. –Что оказалось наиболее важным в работе над мюзиклом? – Прежде всего хотелось, чтобы спектакль был синтетический. Мы стремимся, чтобы актеры были не "звукоизвлекателями", а в полное смысле актерами, которые воплощают все грани роли, образа – и творческую, и драматическую. Вот на это обращаем особое внимание. И чтобы та "чернуха", которая есть в пьесе (опустившаяся, разорившаяся женщина, которая живет в подвале разрушенного дома, жулики, наполовину "бомжи"), вся эта среда опустившихся людей не лишали будущий спектакль теплоты, добра, лиричности, чтобы зловещие моменты не выходили на первый план. – Зрителям будет интересно узнать, как идет отбор материала для будущих постановок и как принимаются решения о снятии спектаклей? – Скорее этот вопрос к художественному руководителю театра, но со своей стороны могу ответить, что отбор спектаклей должен отвечать выработке творческого лица театра. Мы хотим, чтобы театр был музыкальным (мог говорить музыкальным языком на основе Гоголя, Пушкина, Сухово-Кобылина), оторвался от узкого амплуа оперетты. Тема должна в той или иной степени затрагивать сегодняшние проблемы, должно быть качество материала в целом. Вторая сторона – финансы. Недостаточное финансирование – беда, которая затронула все театры, и поэтому наши благие намерения часто разбиваются о быт. На вторую часть вопроса отвечу, что жизнь спектаклей зависит от зрительского интереса, насколько он крепко, профессионально "сколочен", от актуальности. Например, спектакль "Нестерка" шел 15 лет, "Вольный ветер" И. Дунаевского – 3 года. Износ декораций, реквизита, костюмов – это тоже все влияет. А есть спектакли, которые идут очень долго. Наш долгожитель – "Летучая мышь" И. Штрауса. Спектакль хотя и старый, но пользуется неизменным успехом у публики. – Есть ли спектакль, который желаете обязательно поставить? – Я давно "ношусь" с идеей сделать две вещи: одна из них – "Женитьба Фигаро" П. Бомарше в варианте мюзикла. Для этого нужен композитор, который заново напишет музыку, нужно сделать заново драматургию. Вторая – "Трехгрошовая опера" Б. Брехта, которая тоже сегодня очень актуальна. Она опять выходит на первое место, и даже та музыка, которая была у Вайля, в соответствующей аранжировке может прозвучать сегодня. – Как режиссер музыкального театра вы постоянно работаете с музыкой, а дома слушаете что-нибудь? – Хорошую музыку. Я с удовольствием отдаю дань классике и, как ни парадоксально, меня больше тянет к Моцарту, Бетховену, Гайдну. Я отдаю дань хорошей эстрадной (в широком смысле этого слова) музыке, джазовой музыке. Сейчас телевидение засорило этот жанр неважными композиторами, исполнителями, настоящая эстрада тонет в этом море безвкусицы. – Ваше мнение о белорусской эстраде? – Основная беда – это вторичность, нет своего национального своеобразия. А "эстрада" по линии фольклора страдает штампами – если белорусское, то обязательно слезы, страдания и т.п. Вот "Песняры" были первооткрывателями, это была своя музыка, эстрада с большой буквы. Это было действительно народное, стилизованное не бездарно, не банально, а современно, я бы даже сказал модернистски в каких-то частях, но по-настоящему интересно. Хотя я далек от дидактичности, мы должны воспитывать эстетические вкусы, идти немного впереди зрителя, слушателя, а не подстраиваться под криминально-ресторанные вкусы. – Вы человек эмоциональный и есть, наверное, вещи, которые быстро выводят вас из себя Как вы справляетесь с этим? – Прежде всего меня выводит из себя равнодушие, лень, безответственность по отношению к своему делу. Главное – дело, которому мы служим, потому что театр никогда не был тем местом, где зарабатываются деньги. Театр всегда собирал фанатиков, и только тогда получалось настоящее искусство. А выход эмоций простой – погрузить себя в работу, в дело. – Чем вы занимаетесь в свободное время, если его удается выкроить? – Если я меньше занят в театре, больше отдаю времени преподаванию в академии, и наоборот. Человек я городской, но получаю удовольствие от того, что делаю своими руками, например, на даче-огороде, и иногда горжусь этим больше, чем поставленным спектаклем (шучу). – Редакция газеты желает успешной премьеры и реализации всех ваших планов.
|
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by