Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/В начале пути (1975 г., Индустриальное Запорожье)

В начале пути (1975 г., Индустриальное Запорожье)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

В НАЧАЛЕ ПУТИ

Заметки о спектаклях Минского театра музыкальной комедии

Следуя правилам гостеприимства, казалось бы, самое легкое дело – похвалить удачные спектакли, отметить игру талантливых исполнителей, слегка покритиковать за просчеты, пожелать коллективу дальнейших творческих успехов. И на этом поставить точку.

Но работа Минского театра музыкальной комедии заслуживает гораздо большего. И вот почему. Это самый молодой коллектив из советских театров музкомедии. Он молод не только по возрасту. Подавляющее большинство исполнителей – недавние выпускники театральных и музыкальных учебных заведений. За пять лет существования у коллектива сложились свои творческие принципы, свои взгляды на жанр оперетты. И самое существенное, представляется нам, – стремление сделать опереточных персонажей живыми людьми, с живыми мыслями и чувствами, не лишал их занимательного, комедийного, найти в каждой постановке свой образный язык.

В спектаклях минчан зрителя не раздражают буффонадно-цирковые трюки, не слышно нарочито измененного голоса комикующего опереточного актера. На сцене – в большинстве молодые жизнерадостные люди, к тому же несомненно одаренные. Зритель ясно ощущает, с каким увлечением, искренне и темпераментно изображают они своих персонажей, веря в их реальность и получая явное удовольствие от собственной игры.

В мизансценах большинства спектаклей видны настойчивые поиски пытливых режиссеров, отчетливо понимающих, что если театрализация нужна во всяком театре, то в музыкальной комедии она необходима особенно. И пусть не всегда удачны такие поиски, пусть иной раз какие-то режиссерские решения и не полностью оправданы (я имею в виду постановку "Свадьбы в Малиновке") – все равно это интересно.

Один из самых ярких и удачных спектаклей "Сильва" И. Кальмана. С первого же акта зритель ощущает одну из особенностей театра, – его выраженную, слаженную музыкальность, пронизывающую не только ход постановки, но и все действия исполнителей, как бы органично живущих в музыке. И здесь же необходимо отметить хорошую нюансировку и фразировку, почти отсутствующую в иных театрах музыкальной комедии.

Зритель замечает еще одно немаловажное свойство – не менее слаженную ансамблевость актеров, сочетающуюся с широким диапазоном сценической выразительности – от веселой комедийности, через теплую лиричность до серьезного драматизма. Это заметно не только в "Сильве", но и в "Холопке" Н. Стрельникова и других постановках.

В спектаклях минчан много удачных актерских работ. Это образы Сильвы, Батмановой, Фелисы, которые создает заслуженная артистка БССР Н. Гайдай {Гайда}. У нее хороший голос приятного тембра, какие мы привыкли слышать лишь в опере, к тому же актриса пластична, непринужденна в своем внешнем рисунке ролей, превосходно живет в образе, сочетая непосредственность, заразительность, лиризм и драматизм. 

Мы привыкли, к сожалению, что театры музкомедии считают своим правом широко пользоваться так называемым "наигрышем", играть с нажимом, окарикатуривая действующих лиц, тем самым уводя их от реалистичности. Актеры Минского театра благополучно избегают этого. Создавая образ и отыскивая, заостряя характерные черты, они стремятся сделать его жизненно правдивым, убедительным своей реалистичностью.

Пожалуй, нагляднее всего его можно проследить на работе талантливого исполнителя – заслуженного артиста БССР В. Фоменко. Актер большого обаяния, во всех своих ролях (Митрусь – "Холопка", Бони – "Сильва" и других) он стремится к тонкой психологической разработке образа. Его Бони – это не просто балагур, "с легкостью необыкновенной в мыслях", с самого начала актер показывает, какой огромной душевной теплотой обладает этот бесшабашный весельчак. Его Бони – нежный, добрый. Он с азартом проводит сцену со Стасси, он серьезно перепуган трепкой, заданной Эдвином за женитьбу на Сильве. И становится серьезным, когда его лучшего друга Сильву изгоняют из дома князя Воляпюк.

Его партнерша С. Муратова (Стасси) имеет приятный и послушный актрисе голос, тонкую музыкальность, умение слушать партнера, точно реагировать на его действия. Актриса молода, обаятельна и актерски заразительна.

Нельзя не отметить такого чудесного актера старшего поколения, как Ю. Лазовский. Это думающий, с хорошим чувством меры мастер, и, пожалуй, самое главное его достоинство – способность к настоящему перевоплощению.

Говоря о работе музыкального театра, нельзя не сказать доброе слово в адрес оркестра и главного дирижера Н. Фотина – оркестр действительно заслуживает большой похвалы. Он звучит мягко, не заглушая солистов. Особенно нужно отметить медную и деревянную группы инструментов, которые хорошо пользуются нюансом "пиано". Несмотря на неуравновешенность струнной и духовой групп, оркестр звучит в хорошем ансамбле. Н. Фотии читает клавир ярко, великолепно чувствуя стиль произведения, помогая артистам найти новую тембровую окраску вокальных партий.

Балет отличается высокой профессиональностью, имеет выразительную пластику, гибкость и – опять-таки! – ансамблевость исполнения. Необходимо отметить интересные работы балетмейстера театра в опереттах "Цыганская любовь", "Сильва" и "Баядера".

Хор, хотя и небольшой по количеству, звучит музыкально, слаженно, выразительно, в хорошем ансамбле (к сожалению, недостает мужских голосов). А вот что касается его жизни в спектаклях, то с хором происходит досадное недоразумение: в большинстве спектаклей он статичен, поражает пренебрежение хористов к своему внешнему виду.

Спектакли Минского театра не оставляют равнодушными зрителей. Много нового, свежего, сегодняшнего вошло в жизнь опереточной сцены. Процесс становления советской оперетты сложен. Если драматические и оперные театры начинали свою жизнь на основе великолепных национальных традиций, если до революции на русской сцене шли величайшие произведения русской и мировой классики с их высокими идеями гуманизма и народности, то в оперетте властвовала иная стихия, далекая от прогрессивных идей века. Вот откуда взгляд на оперетту как жанр развлекательный. К сожалению, он бытует в среде самих деятелей оперетты. Но разве развлекательность – это чудесное свойство, исключает идейность? Это, кажется, самая большая недоработка Минского театра – в его гастрольном репертуаре почти отсутствуют спектакли советской оперетты. А ведь советская оперетта может учить красивому, благородному, возвышенному, может рассказать о прекрасных людях, вызвать желание зрителей походить на героев спектаклей.

Почти весь гастрольный месяц был заполнен спектаклями Легара и Кальмана. "Поцелуй Чаниты" Милютина, "Четверо с улицы Жанны" Сандлера, и, кстати, самый неудачный спектакль как в художественном оформлении, так и в режиссерском решении – "Свадьба в Малиновке" Александрова, если прошли по разу-другому, то хорошо.

Советская оперетта – искусство, рожденное новой жизнью, новыми людьми, новыми человеческими взаимоотношениями, новыми жизненными конфликтами. Нам чужды пассивные "страдания". Утверждение жизни, активного отношения к действительности, выявление лучшего, что в ней есть, – вот что должно составить тематику советского музыкального театра. Обидно за такой прекрасный коллектив, способный на большие творческие дерзания.

Хочется верить, что сегодняшний день, наша советская действительность станет главной темой молодого театра.

Л. ИГНАТОВА,
режиссер народной оперной студии ДК имени Жданова, заслуженный работник культуры УССР.
Индустриальное Запорожье. – 1975. – 29 июля.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: