« Назад
ВО ВЛАСТИ ПРАЗДНИКА
Иоган Штраус… Когда-то волею судьбы и таланта стал он "королем" вальса. Популярность его произведений была необычна и возникла мгновенно, стоило единожды прозвучать "На прекрасном голубом Дунае" или "Сказкам Венского леса", как их задушевные, словно излучающие особый свет мелодии начинали напевать повсюду. Музыка Штрауса – жизнерадостная, веселая, лирическая, чарующая. И потому для любителей оперетты открытие гастролей Государственного театра музыкальной комедии БССР спектаклем "Летучая мышь" (музыка И. Штрауса, либретто К. Хаффнера и Р. Жене, режиссер-постановщик А. Молчанов, дирижер А. Лапунов), конечно же, стало настоящим праздником.
Сюжет спектакля, как и во всякой оперетте, достаточно прост и вместе с тем увлекателен, интересен. Розалинда (народная артистка БССР Н. Гайда), очаровывающая многих мужчин, но только не своего любимого супруга Генриха, появляется инкогнито на балу у князя Орловского, где порхает в поисках развлечений и сам Генрих Айзенштейн вместе со своим верным другом Фальком. Прелестная незнакомка в великолепном костюме летучей мыши сразу покоряет сердце Генриха. Так Розалинда возрождает любовь своего супруга.
Розалинда в высокопрофессиональном исполнении Н. Гайды – воплощение мягкой женственности, обаяния, мудрости и тонкости ума. Убедительно, красиво проводит она свои вокальные партии. Как свободно взвивается ее голос – в нем легкость и множество нежных гибких переливов.
Артист В. Баженов в роли Генриха Айзенштейна – достойный партнер Н. Гайды. Но при всей внешней динамике роли в первом действии, он несколько статичен внутренне, однообразен.
И все же этот дуэт убедителен, сочен, особенно в сцене бала и "первого знакомства" Генриха с красавицей – "летучей мышью".
Рядом с ними – артист Г. Харик в роли директора театра и друга Генриха Фалька симпатичен зрителям не только беспроигрышным природным сценическим обаянием. Он, свободно справляющийся с вокальной стороной партии, столь же свободно владеет искусством сценической пластики, прекрасно чувствует жанр, на протяжении всего спектакля ведет свою роль легко, с присущей ему элегантностью и вместе с тем на высоком профессионально уровне.
Выразительно вплетается в общую сюжетную цепочку горничная Адель, мечтающая стать актрисой в театре Фалька. Прекрасно удается актрисе В. Петлицкой мгновенная трансформация из горничной с повадками, манерами девчонки из простонародья в подлинно светскую даму и тут же стремительное преобразование из баронессы в задиристую горничную. Меняется не только пластика, меняются голос, интонации, взгляд.
В. Петлицкая в небольшом эпизоде (в разговоре на балу со своей госпожой – Розалиндой) играет, можно сказать, две роли, два характера, два темперамента. В актрисе – редкое и счастливое для музыкального театра сочетание мягкого, красивого, нежного голоса и великолепных способностей драматической актрисы. Она предельно органична, непосредственна, легка и изящна – воистину актриса классической оперетты!
Запомнился и дежурный по тюрьме (засуженный артист БССР Ю. Лазовский). Он, с одной стороны, преданный (как ему самому это кажется) своему делу страж, а с другой – безнадежный отчаянный выпивоха ("каждый день тюрьму раскачивают, когда-нибудь падет"). Его существование на сцене – это настоящий мини-спектакль со множеством интереснейших актерских приемов, в целом выявляющих яркий тип, характер. И беззлобный хохот в зрительном зале, и искренние аплодисменты – это дань действительно большому мастеру сцены.
Самых добрых слов заслуживают актерские работы заслуженного артиста БССР В. Шевкалюка в роли прокурора Амадея, заслуженной артистки РСФСР Н. Ревинской в роли его жены Амалии.
А вот массовые сцены, на которые приходится важная нагрузка в спектакле, оказались недостаточно разработанными. Почему-то в массовке привыкли видеть какую-то внешнюю функцию, формально-иллюстрированное скопление людей. А ведь общая атмосфера зависит от того, что привносит с собой на сцену абсолютно каждый участник действия, из настроения, состояния каждого (внутренний монолог, второй план) складывается все то, что мы называем сценической атмосферой, "воздухом" происходящего. И потому хор на балу, хотя и звучит профессионально, зрительно выглядит, в какой-то степени, скучной массой. Отстаивая право приоритета музыкальной основы, думается, не следует пренебрегать раскрытием жизни человеческого духа, не играть готовый образ, изначально и до конца заданный, а прослеживать и воплощать его развитие, внутреннее движение.
Но, несмотря на погрешности, мы во власти настоящего музыкального, очень зрелищного праздника. Этому способствует и высокий уровень балетного ансамбля (балетмейстер В. Бутримович), и оформление спектакля (художник С. Кошкин), изящное, праздничное, создающее приподнятое, радостное настроение, и, конечно же, в огромной степени вдохновенное звучание оркестра под управлением главного дирижера театра А. Лапунова, который невидимыми, но прочными нитями связан с теми, кто на сцене является одним из активных участников спектакля, создающим точную музыкальную дисциплину.
С. КАРМАЗИНА. Гродненская правда. – 1982. – 22 июля.
|