« НазадЕСТЬ ПРИМАДОННА — ЗНАЧИТ, ЕСТЬ ТЕАТРВ январе нынешнего года исполняется 40 лет со дня открытия первого театрального сезона в Государственном театре музыкальной комедии БССР, который в последнее десятилетие изменил свой статус, получил звание академического и сегодня именуется Белорусским государственным академическим музыкальным театром. Известно, что у самых истоков создания этого творческого коллектива стояла Наталья ГАЙДА — народная артистка Беларуси, имя которой все эти десятилетия является визитной карточкой белорусской музыкальной комедии. Из всех солисток, пришедших вместе с этой артисткой во вновь образованный театр, только она так уверенно и искристо засверкала на подмостках, став истинной королевой оперетты, и только она одна из того первого поколения работает здесь по сей день. Так что по творческой биографии примадонны можно Бесспорно, творчество Натальи Гайды уже стало вокальной и актерской классикой жанра, даже более того — национальным достоянием, которым гордится не только музыкальный театр, но и все белорусское искусство. Трудно представить, как развивался бы в целом жанр музкомедии в Беларуси, если бы в нем не было этой артистки. А ведь оказалась в Беларуси Наталья Гайда, можно сказать, случайно. После окончания Уральской консерватории она работала в Свердловском театре оперы и балета — одном из лучших в России. Там же работал и ее супруг Юрий Бастриков — ныне народный артист Беларуси. Но в 1969 году Государственный академический Большой театр оперы и балета Беларуси объявил конкурс на баритона, и Юрий Бастриков его выиграл. Так супруги оказались в Минске. "Меня взяли солисткой белорусской оперы даже без прослушивания, как приложение к мужу, — говорит Наталья Викторовна. — Минск очаровал нас своей красотой и ухоженностью, ведь промышленный Свердловск не был тогда так благоустроен, как нынешний Екатеринбург. Придавало гордости и осознание того, что мы стали солистами Большого театра и гражданами союзной республики, имеющей самостоятельное членство в Организации Объединенных Наций". Так во второй раз Его Величество Случай по-крупному вмешался в судьбу Натальи Гайды. А в первый раз он помог в начале творческой карьеры — когда ей пришлось круто поменять судьбу. Ведь вначале она закончила Свердловский юридический институт и работала юрисконсультом… У самых истоков Родилась Н.В. Гайда в 1939 году в Свердловске — столице Урала. Свою звучную фамилию, необычную, но легко запоминающуюся, она получила от деда по отцовской линии — венгра, родившегося в Будапеште и попавшего к русским в плен в Первую мировую войну. От рождения он носил имя Ференц Иохан Гайда, но в Советской России стал Францем Ивановичем, сохранив без изменения фамилию. Он жил с семьей в Семипалатинске, работал закройщиком в обувной артели, и о его стахановских достижениях по перевыполнению плана даже писали в газетах. Отец Натальи Викторовны, по профессии геолог, со своей семьей жил в Свердловске. Здесь же, в Уральской консерватории, в довоенные годы училась ее мать. Не став оперной певицей, так как закончить обучение помешала война, она в последующем была солисткой филармонии. Вернувшегося с войны отца вскоре направили на работу в Караганду, а затем — в Семипалатинск, куда и перебралась семья. Наталья Викторовна хорошо помнит школьные годы, проведенные в Семипалатинске, где жили также ее дед и бабушка, широкие просторы Иртыша, на котором стоит город. Но заканчивать 10-й класс ей довелось уже в Иркутске, куда переехала семья вслед за отцом, которого направили туда работать. А здесь — величественная Ангара и город, расположенный на обоих ее берегах, величие и красота сибирских просторов… Именно в Иркутске Наталья впервые попала в Театр музкомедии и воочию познакомилась с жанром, который покорил ее навсегда. Страсть к сцене жила в ней с самого детства. Еще в Семипалатинске она занималась во Дворце пионеров в двух студиях — сольного пения и драматического мастерства; с большим увлечением, не просто как рядовой зритель, посещала местный драматический театр (музыкального театра там не было). В Иркутске эти занятия она продолжила. Однако нужно было получать серьезное образование. И на тот момент самым правильным для Натальи казалось выбрать солидную профессию, например — юриста. И она уехала в свой родной город, где без труда сдала вступительные экзамены в один из самых престижных вузов — Свердловский юридический институт. С началом студенческой жизни начались (вернее — продолжились) ее занятия в институтских и городских творческих студиях. Многолетние занятия вокалом накапливали ее мастерство, развивали музыкальную культуру, что позволяло исполнять классический репертуар — ведь у нее был полный диапазон. И все студийные педагоги удивлялись, почему она, имея такой голос, учится в юридическом институте… Свердловск, будучи одним из крупнейших центров театральной и музыкальной культуры России, представлял столько возможностей: Театр оперы и балета, который был основан еще до революции, один из старейших в Союзе Театр музыкальной комедии, Уральская консерватория… Наталья Гайда знала не только весь репертуар двух музыкальных театров, но могла на память воспроизвести партии многих героинь любимых спектаклей, особенно из театра музкомедии. В ней подспудно жила тяга к этому синтетическому виду искусства, где можно было выразить не только вокальный, но в целом свой многогранный артистический дар. Ведь Наталья Гайда от рождения наделена универсальными артистическими способностями и относится к числу тех немногих артистов, которых называют органичными. Если бы она пошла учиться в театральный институт, то стала бы большой величиной в драматическом театре, если бы начала профессионально заниматься хореографией — стала бы великолепной танцовщицей. Но на тот момент в ней больше всего было развито вокальное мастерство, и все вокруг твердили, что нужно бросать юридический институт и поступать в консерваторию. Но Гайда сделала мудрее — не бросая юридического, она поступила в консерваторию и умудрилась закончить оба вуза. Этот перелом в судьбе произошел на третьем году учебы в институте, когда будущая артистка решилась пойти на прослушивание в консерваторию. Поступив на вечернее отделение консерватории, Наталья параллельно училась в двух вузах, а закончив юридический, еще год работала юрисконсультом, продолжая учебу в консерватории. Но рано или поздно развязка должна была наступить. В консерватории, начиная с четвертого курса, ее перевели на стационар, и с карьерой юриста пришлось распрощаться навсегда. А вскоре ее, студентку четвертого курса, пригласили в труппу оперного театра. На оперной сцене 17 января 1965 года состоялся дебют Натальи Гайды на оперной сцене — она исполнила партию Бьянки в опере В. Шабалина "Укрощение строптивой". А вскоре — партию Мюзетты в новом спектакле "Богема" Пуччини. Далее последовали партии Марфы в "Царской невесте", Джильды в "Риголетто", Людмилы в "Руслане и Людмиле", Фраскиты в "Кармен"... За четыре сезона работы в Свердловской опере Наталья Гайда исполнила 15 партий, и только две из них — небольшие. — Меня взяли в театр совсем зеленой, и петь на профессиональной сцене я стала практически после трех лет обучения, — рассказывает Наталья Викторовна. — Мой первый театр дал мне очень многое в плане профессионального становления, и я благодарна его руководителям — директору Максу Ганелину, главному режиссеру Марку Минскому, главному дирижеру Кириллу Тихонову — за поддержку и веру в меня. Невзирая на мою неопытность, мне сразу стали доверять ведущие партии. А после окончания консерватории меня пригласили преподавать здесь же вокал на отделении хормейстеров. И это тоже способствовало моему профессиональному становлению, так как при этом я и сама продолжала совершенствоваться. В 1966 году Свердловский театр оперы и балета гастролировал в Москве, спектакли проходили на сцене Кремлевского Дворца съездов. Наталья Гайда исполняла партию Мюзетты в опере "Богема" Пуччини. А после спектакля к ней в гримерку зашел сам Иван Семенович Козловский и с восхищением воскликнул: "Вы — шампанское!" Ну что еще могло быть выше этой оценки? "Я, конечно, ничего подобного даже в мечтах предположить не могла, — говорит Наталья Викторовна. — Ведь я только что получила диплом об окончании консерватории и незадолго до выезда на гастроли стала полноправной солисткой труппы". Наталью Гайду заметили тогда и московские критики — вскоре в "Советской культуре" под рубрикой "Новые имена" вышла большая статья с эффектными фотоснимками, рассказывающая о перспективной молодой солистке Свердловской оперы. Великий Козловский практически одним метким словом охарактеризовал самую яркую черту артистического и вокального дарования Натальи Гайды. Ее лирико-колоратурное сопрано, легкое и в то же время насыщенное, отличающееся светлым серебристым тембром и богатое на оттенки, сразу вызывает оживление и приподнятость чувств, а плюс к этому — обворожительная непосредственность и яркая эмоциональность, искристый взгляд и грациозная живость движений. Внимая голосу и игре этой артистки, как будто ощущаешь чистоту хрустального звона и радужные сверкания искорок шампанского. И все это — на фоне тонкого понимания артисткой законов жанра, исполнительского такта и безупречного художественного вкуса. И хоть на оперной сцене у Натальи Гайды все складывалось более чем успешно, однако полной внутренней убежденности в том, что это ее единственное призвание, все же не было. Душу бередили два основных противоречия. Первое заключалось в том, что с ее высоким легким сопрано в опере у нее всегда будут только лирические, изредка лирико-драматические партии. А ее творческая сущность жаждала истинного драматизма. "Я завидовала певицам, обладающим драматическим сопрано, — признается Наталья Викторовна. — Для такого голоса композиторы пишут очень выразительные вокальные партии, воссоздающие на сцене яркие и сильные образы. Поэтому весь накал музыкальной драматургии в опере — не для моих лирических героинь. Я, например, никогда бы не смогла спеть Аиду…" А второе противоречие крылось в невозможности выразить в опере синтетичную природу своего сценического дарования — определенная статичность этого жанра обуздывала ее искристый талант. "Мне хотелось на сцене и петь, и танцевать, и говорить, хотелось плакать и смеяться, но все это присуще больше оперетте и музыкальной комедии, — признается сегодня артистка. — При моем поступлении в консерваторию вечерняя форма обучения существовала только на оперном отделении, но если б у меня была возможность выбора, то, наверное, я поступала бы на отделение музыкальной комедии. Ведь все равно, став студенткой, я по возможности посещала занятия на этом отделении. Но по-настоящему разбередил мне душу главный режиссер свердловской оперетты Владимир Курочкин, который дважды приглашал меня в свой театр. В 1967 году на Свердловской телестудии с участием Центрального телевидения снимали музыкальный фильм "Званый вечер с итальянцами" по оперетте Оффенбаха, и меня пригласили на исполнение партии Эрнестины, где требовалось лирико-колоратурное сопрано. Вот тогда, увидев меня в жанре оперетты, Владимир Акимович пригласил меня в первый раз. А во второй раз — когда собирался ставить музыкальную комедию Дунаевского. А я, работая в опере, все не осмеливалась сделать решительный шаг…" В 1969 году супруги переехали в Минск и стали солистами Академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР. Юрий Бастриков сразу вводился в спектакли на ведущие партии баритонового репертуара, а вот Наталья Гайда на протяжении всего сезона исполняла только две партии из своего прежнего репертуара: все ту же Мюзетту в "Богеме" и Фраскиту в "Кармен". К новым постановкам в театре пока не приступали. "В те годы в белорусской опере практически весь репертуар лирико-колоратурного сопрано исполняли две признанные солистки — народная артистка СССР Тамара Нижникова и народная артистка Белорусской ССР Людмила Златова, — вспоминает Наталья Викторовна. — И я, конечно, понимала, что быстрого признания у меня здесь не будет". Вскоре, в 1970 году, на Свердловской киностудии приступили к созданию все того же музыкального фильма по оперетте Оффенбаха, который ранее снимался на телевидении, и Наталью Гайду снова пригласили для участия в съемках. А когда через несколько месяцев она вернулась в Минск, то узнала, что Правительством республики издан Указ о создании Государственного театра музыкальной комедии БССР. "Это судьба!" — сказала она себе и мужу. Театр, ставший судьбою Решение было принято. Оставалось уладить организационные вопросы. В то время главным дирижером Белорусского театра оперы и балета являлся заслуженный деятель искусств России Кирилл Тихонов, который незадолго до этого был главным дирижером Свердловского театра оперы и балета и, естественно, прекрасно знал Наталью Гайду. Знал он и о том, что ее приглашали в свердловскую оперетту и что в этом жанре она может проявить себя великолепно, поэтому предложил оформить ее просто переводом во вновь создаваемый театр. Но Наталья Викторовна решила наряду с другими претендентами принять участие в прослушивании. Сегодня она вспоминает: "Мне хотелось показать членам комиссии, что я умею не только петь, но и танцевать, говорить, хорошо двигаться по сцене, одним словом — играть, поэтому я выбрала динамичные номера из двух разноплановых спектаклей — пела и танцевала "Карамболину" из "Фиалки Монмартра" Кальмана и исполняла ариозо Тони из "Белой акации" Дунаевского. После прослушивания ко мне подошел один из членов комиссии — известный белорусский композитор Юрий Семеняко — и сказал: "Спасибо вам за Дунаевского". Разумеется, что на прослушивании Гайда была вне всякой конкуренции. Вместе с ней в труппу нового театра вошло некоторое количество артистов из накануне расформированного Могилевского областного театра музыкальной комедии, который базировался в Бобруйске, а также несколько артистов, приехавших из России. Свою творческую жизнь вновь созданный коллектив начинал в трудных условиях, не имея собственного помещения (которое получил лишь через 10 лет), и репетировать, а впоследствии и давать спектакли приходилось на разных сценических площадках города. К открытию театра готовили три разноплановых спектакля: классическую оперетту, советскую оперетту и белорусскую музыкальную комедию. Дирижером-постановщиком всех трех спектаклей был штатный дирижер Петр Кирильченко. Церемония торжественного открытия театра состоялась 17 января 1971 года с показом героической музыкальной комедии Юрия Семеняко "Поет жаворонок", главную роль в котором исполняла, конечно же, Наталья Гайда. В этом произведении, построенном на белорусской национальной тематике, рассказывалось о борьбе партизан и подпольщиков против немецко-фашистских оккупантов. Центральным персонажем спектакля была подпольщица Ирина, она же — певица Ирэн, выступающая в немецком кабаре. Таким образом, неожиданно для самой себя артистка в первой же постановке нового театра столкнулась с тем самым драматизмом — и в тексте либретто, и в музыкальной драматургии, — к которому так стремилась ее творческая сущность. Музыкальная характеристика образа Ирины была полна динамики, напряжения и остроты, и вместе с тем проникнута лиризмом и полнотой чувств. От артистки требовалось умение гибко трансформироваться, быть одинаково убедительной и в той, и в другой ипостасях. И это ей удалось превосходно, о чем свидетельствуют восторженные публикации тех лет. Режиссером-постановщиком этого спектакля был Владимир Ожерельев, которого Наталья Гайда хорошо знала по Свердловскому театру музыкальной комедии. "Он был очень ярким характерным актером, которому превосходно удавались комические роли, — вспоминает Наталья Викторовна. — В Белоруссии он оказался раньше меня, работал в Бобруйском театре, где был и актером, и главным режиссером. А потом вместе с группой актеров этого театра был включен в труппу вновь созданного театра музкомедии в Минске. В поставленном им спектакле Ожерельев сыграл также одну из характерных ролей — деда-партизана, бесстрашного в борьбе с врагом, и балагура-шутника". Вторым спектаклем нового театра была оперетта "Вольный ветер" Дунаевского в постановке Александра Барсегяна, режиссера Киевского театра музкомедии (который впоследствии довольно много сотрудничал с Минским театром). В этом спектакле образ Стеллы в исполнении Натальи Гайды был соткан из тонкого лиризма, переплетающегося с силой духа и даже мужеством героини. В течение первого месяца существования театра была показана и оперетта Кальмана "Фиалка Монмартра", воссоздающая атмосферу жизни парижской богемы, блеск и нищету сословий, где Гайда в образе Виолетты воплотила все самые сильные качества классической героини. Ставила этот спектакль первый штатный режиссер театра Вацлава Вербовская. Таким образом, с первых же спектаклей нового театра Наталья Гайда громко заявила о себе не только как певица, но и как многогранная актриса. В жанре музкомедии, синтетическом по своей природе, она получила возможность более широкого самовыражения и в то же время привнесла в него сильные качества оперного искусства — высокую вокальную технику, безупречное владение голосом, интонационную чистоту, а также образно-эмоциональную окраску в раскрытии характеров своих героинь (без малейшего оттенка поверхности и формальности исполнения, чем иногда грешит оперетта). Для солистки музыкального театра всегда очень важно иметь подходящего партнера, и особенно — в спектаклях классического репертуара, где их несоответствие по каким-то параметрам может испортить восприятие всего спектакля. Первым партнером Натальи Гайды в этом театре был Вил Бурцев — выпускник ГИТИСа, с которым у нее получались довольно органичные дуэты. "Около трех лет Бурцев был моим партнером практически во всех постановках, — вспоминает Наталья Викторовна, — однако в 1973 году он уехал в Магаданский театр оперетты. Но в этот период в театре появились Константин Лосев и Владимир Линкевич, ставшие моими партнерами в партиях баритонового репертуара, а также Виктор Баженов — в теноровых партиях". С первых лет деятельности театра в его репертуаре значительное место стали занимать советские произведения — музыкальные комедии Дунаевского, Милютина, Птичкина, Фельцмана, Баснера и других авторов, а также оперетты корифеев жанра — Кальмана, Легара, Штрауса, Оффенбаха. И во всех этих разноплановых спектаклях блистала Наталья Гайда. Ее сценические героини, разные по характеру и социальному статусу, отличались внутренним благородством, и главное, — глубиной чувств, что является основным признаком мастерства исполнителя как в драме, так и в опере. Гайда привнесла эти ценные качества в белорусскую музкомедию. При этом она блестяще демонстрировала и специфические черты жанра — без штампов и так называемых опереточных швов при переходе от пения к танцу, а потом к диалогу. Такую органичность выработать на сцене невозможно — она является отличительной чертой всесторонне одаренных артистов. И именно этот жанр безжалостно высвечивает ее отсутствие у того или иного исполнителя. Конечно, были в театре и другие солистки, выступавшие в амплуа героинь, — Дина Иванова и Нина Белоусова, выпускницы Белорусской консерватории Виктория Мазур и Валентина Петлицкая, которых тоже можно причислить к артистам первого поколения. Все они обладали своими достоинствами, все внесли определенный вклад в развитие театра, но звездой оперетты и королевой чардаша сразу и навсегда стала одна Наталья Гайда. Именно она создала также полнокровные образы национальных героинь в произведениях белорусских авторов. Юрий Семеняко, работая над своей следующей музыкальной комедией "Павлинка" по мотивам одноименной комедии Янки Купалы, партию главной героини писал с расчетом на возможности этой артистки. Сложность работы над постановкой заключалась в том, что образ Павлинки уже давно стал академическим. Одноименный спектакль является визитной карточкой Государственного академического драмтеатра имени Янки Купалы. И чтобы воплотить этот хрестоматийный драматический образ на музыкальной сцене, исполнительнице необходимо было проникнуться белорусским национальным духом, постичь его колорит, что, в свою очередь, помогало внутреннему восприятию интонационного склада музыкального материала, базирующегося на белорусском народном мелосе. Необходимо было в достаточной мере овладеть и белорусским языком, что для артистки не составило особенного труда. Большая ценительница драматического искусства, Наталья Гайда начала ознакомление с театральным Минском именно с Купаловского театра, которому верна до сегодняшнего дня. Конечно, не один раз она смотрела здесь и знаменитую "Павлинку", не предполагая даже, что вскоре сама столкнется с этим драматургическим материалом. Главным для артистки было овладеть мелодикой и интонационным строем языка, чему в определенной мере способствовала ее врожденная музыкальность, ну и конечно, в этом ей помогали театр, белорусское радио и телевидение, а также непосредственное общение с белорусскими литераторами и просто с носителями языка. Премьера "Павлинки" состоялась в 1973 году. В этом спектакле Наталья Гайда играла со своим первым партнером Вилом Бурцевым. Дирижером-постановщиком спектакля был Михаил Фотин, а режиссером — заслуженный деятель искусств России Семен Штейн (впоследствии — народный артист Беларуси, который поставит еще не один спектакль в этом театре). Семен Александрович приехал в Белоруссию в 1970 году и являлся штатным режиссером оперного театра. До этого он работал в оперных театрах России и Наталью Гайду знал еще студенткой консерватории, бывая по творческим делам в Свердловске. И вот их пути-дороги пересеклись в Минском театре музкомедии. Этот спектакль стал событием в культурной жизни белорусской столицы. В нем сильны были все компоненты — и музыкальная драматургия, и режиссура, и исполнение. И самое главное — не разрушился академически целостный образ Павлинки, являющийся доминантой всего произведения. Более того, он приобрел новые красочные штрихи благодаря многообразию выразительных средств жанра. В этой яркой постановке, основанной на комических коллизиях, артистке удалось четко провести и драматическую линию, более того — уловить и выразить со сцены тонкий нюанс в характеристике своей героини, а именно — ее шляхетность. "Павлинка" принесла Наталье ее первое почетное звание — заслуженной артистки БССР, которого она была удостоена вскоре после выхода спектакля. На протяжении 1970-х годов было осуществлено еще несколько белорусских постановок с участием Натальи Гайды. Юрий Семеняко создал для этого театра два новых произведения — "Неделя вечной любви" и "Степан — великий пан", которые снова поставил Семен Штейн. "Это тот режиссер, который безумно любит актера, ценит его индивидуальность и стремится реализовывать его сильные качества, — говорит Гайда. — Но если он видел, что какой-то исполнитель не в состоянии выполнить его режиссерскую задачу, он не пытался переломить его актерскую природу, как это делают некоторые другие постановщики. В то же время Семен Александрович был строг, всегда очень четко выстраивал репетиционный процесс и уверенно шел к осуществлению своего художественного замысла. Ведь он был признанным мастером оперной сцены — ставил спектакли и в Москве, и в Ленинграде, и за рубежом". Вторым режиссером, с которым у артистки сложилось наиболее плодотворное сотрудничество и который поставил не один спектакль именно на нее, был Борис Второв, приехавший в Минск из Пензы во второй половине 1970-х годов. Следует отметить, что здесь этот разноплановый режиссер больше всего поставил спектаклей именно по произведениям белорусских авторов. Так, одной из ярких постановок этого периода была народная музыкальная комедия "Нестерка", созданная композитором Григорием Сурусом по пьесе Виталия Вольского, в которой Наталья Гайда создала запоминающийся национальный образ и в очередной раз проявила свой драматический дар. Ее героиня Настя — девушка с чистым сердцем и открытой душой — находит силы противостоять родителям, отстаивая свою любовь. (Кстати, запись этой постановки, созданная в 1979 году, и сегодня транслируется по Белорусскому радио.) Вместе с тем, Борис Второв поставил в этом театре и первый мюзикл — "Мост мечты" В. Лебедева, где Гайда предстала в роли трогательной девчонки-старшеклассницы. Таким образом, к концу 1970-х годов артистка создала целую галерею разноплановых образов в спектаклях разных жанров и стилей: в классической оперетте и советской музыкальной комедии, в мюзикле и произведениях, основанных на белорусском национальном мелосе. Она исполнила десятки заглавных партий в самых разнообразных спектаклях, покоряя зрителя блеском своего таланта и отточенным мастерством. И меломанов, и рядовых зрителей завораживал ее яркий полетный голос, звучащий одинаково легко во всех регистрах, отличающийся при этом гибкостью, пластичностью и богатством оттенков. И эта чуткая музыкальность сочеталась в ней с завидным актерским мастерством, позволяющим посредством фразировки сделать нужный акцент, раскрыть подтекст, а нередко заретушировать и смягчить банальность либретто. Плюс ко всему этому — естественно-завораживающая грация и свобода сценического существования. Поэтому не удивительно, что Наталья Гайда уже воспринималась не иначе как абсолютная героиня, а ее имя стало символом белорусской музыкальной комедии. Кроме того, эту артистку знали практически во всех уголках Беларуси благодаря ее активной концертной деятельности, ее голос звучал в теле- и радиопередачах. Знали Наталью Гайду и за пределами республики, ведь театр ежегодно на два, а то и на три месяца выезжал на гастроли и побывал в самых различных городах Союза. Заслуги Натальи Викторовны были признаны на правительственном уровне: в 1976 году она была награждена орденом "Знак Почета", а в 1880-м удостоена звания народной артистки Белорусской ССР. По диапазону деятельности и масштабу личности имя Натальи Гайды в Беларуси стали сопоставлять с именем Татьяны Шмыги в Москве. Помимо работы в театре у артистки были также плановые сольные выступления в филармонии и частые поездки в составе филармонических бригад по многим городам Союза, притом, с различным репертуаром — от камерного до эстрадного. В Москве с оркестром Всесоюзного радио были сделаны записи из классического опереточного репертуара. Более того, артистка представляла искусство нашей республики в городах США и Канады: в 1982 году в честь 60-летия образования СССР по линии общества "Родина" была создана авторитетная союзная бригада деятелей культуры и искусства, в которую она вошла как представительница Беларуси. А в 1983 году Гайда в составе группы артистов гастролировала по городам Греции. С начала 1980-х годов труппу театра стали пополнять молодые солистки, выпускницы Белорусской консерватории, которых режиссеры зачастую назначали на ведущие партии наряду с Натальей Гайдой. Но она с не меньшим молодым задором продолжала блистать на сцене и оставалась непревзойденной. Репертуар театра пополнялся классическими опереттами, а также произведениями советских авторов в постановке различных режиссеров. Особенное признание зрителей получил мюзикл "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу (по комедии "Пигмалион" Б. Шоу) в постановке Семена Штейна. Это была первая, и притом, удачная попытка воплощения классического западного мюзикла на белорусской сцене. В отличие от оперетты, мюзикл, как правило, имеет серьезную литературную основу и более раскованную, не связанную определенными канонами, музыкальную драматургию, что является благодатной почвой для постановщиков и исполнителей. И разумеется, в этом спектакле, где есть и драма, и комедия, и фарс, Наталья Гайда получила возможность более широко проявить свой чисто актерский, драматический дар, очень органично вплетая его в общую эстетику постановки и жанра в целом. Ее героиня Элиза Дулиттл, воспитанная улицей и по-мальчишески дерзкая, совершенно натурально и естественно превращается в благородную даму, и самое главное, в исполнении Гайды это выглядит абсолютно убедительно! Из постановок первой половины 1980-х годов особо выделялась и "Ночь в Венеции" Штрауса, режиссером которой был также Семен Штейн. Музыка этой оперетты, отличающаяся танцевальностью, где кроме присущего композитору венского вальса звучат мелодии и ритмы Италии, требовала от исполнителей утонченной музыкальности и особой танцевальной пластики. И Гайда в роли Аннины была неотделимой от музыкальной стихии произведения. Примечательно, что этот спектакль все в той же постановке не сходит со сцены театра вот уже 27 лет, претерпев за время своего существования смену нескольких поколений исполнителей. В целом 1980-е годы были наиболее насыщенными в творческой биографии артистки. В этот период у нее артистки. В этот период у нее появился постоянный партнер — выпускник Белорусской консерватории Григорий Харик, и их дуэт в этом театре остался непревзойденным до настоящего времени. Харик стал входить в основной репертуар с конца 1979 года, вместе с Гайдой играл в классических опереттах, в мюзикле "Моя прекрасная леди", других постановках, но особенно запомнились их совместные работы в спектаклях второй половины 1980-х годов. В это время белорусский композитор Андрей Мдивани написал для театра героическую музыкальную комедию "Денис Давыдов", постановку которой осуществил Борис Второв. Романтический образ бесстрашного гусара и поэта воплотил Григорий Харик, который наиболее силен был в лирико-героическом амплуа. Это музыкально-сценическое полотно жанрово менее всего напоминало гусарский водевиль, в нем четко прослеживалась драматургическая линия. И одной из наиболее сложных в спектакле была роль Агнессы — самолюбивой особы, жаждущей только внешнего блеска и далекой от понимания глубины человеческой души, которую очень мастерски сыграла Наталья Гайда. Вскоре в театре появилось еще одно произведение белорусского композитора — музыкальная комедия "Миллионерша" Евгения Глебова, созданная по одноименной пьесе Бернарда Шоу. Автором либретто и режиссером-постановщиком этого спектакля была Ольга Иванова. Глебов, будучи крупным симфонистом, создал это произведение в стиле симфоджаза, и по принципу постановки спектакль приближался к мюзиклу-драме, где большое значение придавалось литературной основе. Для постановщиков спектакля главным было убедительно показать остроту характеров и ярко высветить созданный из парадоксов образ Эпифании. И Гайда, выступившая в этой роли, с блестящим мастерством использовала благодатный драматургический материал и выразительные музыкальные средства, рисуя яркий и сильный образ самодостаточной женщины, которая, однако, понимает, что для полноты жизни ей необходима любовь. Достойным партнером в этом спектакле ей был Григорий Харик. Сила их дуэта заключалась в гармоническом сочетании литературной и музыкальной стихий при создании характеристик своих персонажей, а также в сохранении необходимой для музыкальной комедии легкости при раскрытии серьезной проблематики произведения. Во второй половине 1980-х годов главным режиссером белорусской музкомедии являлся Вячеслав Цюпа, ныне работающий в России. Поставленные им спектакли, своей эстетикой резко отличающиеся от всех когда-либо поставленных здесь, составляют особый пласт в истории этого театра. Участие в этих постановках стало наиболее яркой страницей и в творческой биографии Натальи Гайды. В 1985 году Цюпа поставил здесь первый свой спектакль — "Сирано" на музыку Станислава Пожлакова (по мотивам комедии Э. Ростана "Сирано де Бержерак"), который он назвал музыкальной фантазией. Главным достоинством спектакля был мастерски найденный художественный синтез драмы и музыки. Сложный, незабываемый образ Сирано, созданный Григорием Хариком, удивительно натурально сочетался с образом Роксаны — поначалу своевольной выдумщицы, превращавшейся на глазах у зрителя в женщину с драматической судьбой. Вместе они создали незабываемый лирико-драматический дуэт, а постановка в целом убедительно свидетельствовала о том, что новаторские поиски в режиссуре не противоречат высокой драматургии. Вскоре вышел второй спектакль В. Цюпы — "Играем в принца и нищего" по мотивам повести Марка Твена на музыку Александра Журбина, жанр которого постановщик определил как феерический аттракцион для взрослых и детей. Вообще о чистоте жанра применительно к постановкам Цюпы говорить не приходится — его творчество как раз и отличалось смелым межжанровым поиском. Обобщенно эстетику этого спектакля можно было назвать эксцентрикой на грани циркового гротеска. "Мне тогда было уже далеко за сорок, а я играла Тома, — в голосе Натальи Викторовны слышны ностальгические нотки, — в процессе репетиций приходилось даже в цирке тренироваться, осваивать акробатические трюки". А ведь на эти творческие эксперименты Н. Гайда пошла, будучи примадонной театра, которая могла бы и в позу встать (как некоторые из ее коллег). Но она, как истинная творческая натура, была открыта к эксперименту, к поиску новых выразительных средств. А потом последовала постановка классической оперетты — "Сильвы" Кальмана, где Цюпа не побоялся применить электронное музицирование (правда, только в последнем акте). И хоть режиссера немало ругали и упрекали в излишнем новаторстве, однако он, при всем своем экспериментаторстве, не нарушил природу оперетты и не лишил ее самых специфических черт, зато привнес в нее необыкновенную динамику и дух современности. Поэтому и дуэт Гайды с Хариком в этом спектакле был с одной стороны традиционным, а с другой — полным неожиданных находок и ярких нюансов. И вершиной творческого эксперимента Цюпы в этом театре стал спектакль "Клоп" по мотивам произведений В. Маяковского на музыку Владимира Дашкевича, жанр которого был определен как фольк-опера. Это поистине спектакль-триумфатор. Он был признан лучшим спектаклем 1988 года в Беларуси и стал лауреатом двух международных фестивалей. Это был не просто комедийный спектакль, а острая сатира на музыкальной сцене. Шаржированность и гротесковость этой постановки могла соперничать с лучшими образцами клоунского искусства. Естественно, что режиссер применял и чрезвычайно выразительные средства воплощения своего художественного замысла: в сценический антураж органично вписались цирковая лестница и даже батут. Как метко подметил один из московских критиков, в этом спектакле парили в воздухе не только предметы реквизита, но и персонажи — как на картинах Шагала. Наталья Гайда создала в этой эксцентрической постановке гротесковый образ Мадам Ренессанс — невозмутимой хищницы с претензией на интеллигентность. Артистка, благодаря своему драматическому дару, исполнительскому такту и художественному вкусу, сумела выразить всю низость и вульгарность натуры этой мадам, не прибегая к вульгарно-упрощенным выразительным средствам. Но при этом, в соответствии с фантасмагорической формой спектакля, ей довелось выполнять нелегкие трюки и даже совершать прыжки на батуте. "Работать с Цюпой было непросто, но очень интересно, — говорит Наталья Викторовна, — участие в его постановках давало мощный всплеск творческой энергии, способствовало поддержанию тонуса и хорошей формы, что всегда необходимо артисту, особенно в нашем жанре. Не все принимали эстетику этого режиссера, но разве "Клопа" можно было поставить традиционно? Ведь именно благодаря режиссерскому новаторству этот спектакль завоевал такое признание публики и специалистов". В театре в тот период ставили спектакли, конечно, и другие режиссеры. Так, в 1989 году Семен Штейн осуществил здесь свою последнюю постановку — оперетту Кальмана "Принцесса цирка". Вспоминая ощущения тех лет, Наталья Викторовна говорит: "В первые годы работы в театре я считала, что откажусь от амплуа героинь в 40 лет, но к моменту выхода этого спектакля мне было уже 50. И когда год спустя я все же отказалась от роли Теодоры, многими это было воспринято как каприз примадонны. Но ничего подобного — просто пришел тот час, когда мне стало неинтересно показывать лирико-романтический образ героини, который в классических опереттах является все же определенным типажом. Мне хотелось глубоких драматических коллизий, столкновения характеров, хотелось создавать неординарные женские образы…" И такой час для Натальи Викторовны настал. Белорусский композитор Владимир Кондрусевич написал специально на нее мюзикл "Джулия" по мотивам романа С. Моэма "Театр", который был поставлен Борисом Второвым в 1991 году. К тому времени это произведение приобрело особую популярность благодаря одноименному фильму с Вией Артмане в главной роли, однако это не помешало успеху спектакля. В нем было то, к чему так стремилась артистка — острота коллизии, заложенная в литературном источнике, и развернутая музыкальная драматургия. Композитор наделил главную героиню мюзикла очень сложным и ярким соло с элементами джазовой импровизации, в то же время в постановке было много развернутых монологов, что способствовало созданию целостного образа Джулии — непревзойденной актрисы и непостижимой женщины. В этом спектакле Наталья Гайда в лице своей героини красноречиво доказала, что истинная Актриса способна служить искусству в любом возрасте. Через некоторое время Владимир Кондрусевич создал еще один мюзикл с расчетом на Наталью Гайду — "Стакан воды" по одноименной пьесе Э. Скриба, постановку которого осуществил также Борис Второв. И снова — острота интриги, столкновение характеров, безудержная страсть… Гайда — в образе властной герцогини Мальборо, которая ни перед чем не остановится ради достижения своей цели. В этом спектакле артистка блистала не меньше, чем в классическом репертуаре, где играла молодых героинь, но здесь у нее была возможность гораздо шире использовать свой творческий диапазон, а именно — драматический дар. На протяжении 1990-х годов была поставлена целая череда и других спектаклей, в которых Н. Гайда исполняла центральные характерные роли. Например, к ним относится американский мюзикл "Хелло, Долли!" Дж. Германа в постановке Вячеслава Цюпы. Яркость и зрелищность этой постановки не оттеснила на второй план драматургическую линию произведения. Образ Долли, как будто специально созданный для артистки, очень выгодно подчеркивал ее творческую состоятельность. Она показала неувядаемый шарм состоявшейся женственности и как будто приоткрыла непостижимую тайну женской силы, вытекающей из ее слабости… Переход на качественно иной уровень творчества оказался для Натальи Гайды не болезненным (как это случается с ведущими солистками музыкального театра), а наоборот, обогатил ее творческую палитру высокой приметой драматического искусства. В ряду таких спектаклей особо выделяется мюзикл Марка Самойлова "Дорогая Памела" по пьесе американского драматурга Дж. Патрика, поставленный Борисом Второвым в 1998 году. Этот спектакль отличался определенной камерностью, сочетанием драматических и острохарактерных моментов и ставился в расчете на творческую индивидуальность актрисы. И хоть произведение названо мюзиклом, однако по форме постановки это не классический мюзикл, так как в нем нет развернутой музыкальной драматургии, и акцент сознательно переносится на литературную основу. Этот спектакль по форме и содержанию скорее можно было отнести к мелодраме в ее лучшем проявлении. Психологически точно раскрыть образ Памелы, в котором предстала Наталья Гайда, — дело нелегкое даже для драматической актрисы. Тем более что все действие, весь накал эмоций вращаются вокруг этого персонажа. И она одна, полунищая пожилая женщина, создающая впечатление блаженной в своем возвышенном одиночестве, без никаких внешних примет борьбы побеждает компанию дельцов, молодых и энергичных людей. А в финале действия Памеле удается даже выполнить миссию спасительницы человеческих душ — она в очередной раз предотвращает "несчастный случай", который готовят ей дельцы, и тем самым не позволяет им взять на себя смертный грех. И даже в этой роли, по своей сути возрастной, Наталья Гайда показала женщину, молодую душой и полную внутренних сил. Что касается классической оперетты, то в 2003 году Борис Второв поставил, опять-таки специально на Гайду, "Королеву чардаша" Кальмана. По существу, это та же "Сильва", но с несколько иной сюжетной линией. Наиболее распространенным в этой оперетте является либретто М. Мишина и Я. Фрида, а Борис Второв использовал либретто Ю. Шишмонина, созданное по мотивам венгерских авторов. Музыкальный материал произведения остался таким же, как и в традиционной "Сильве", за исключением двух вставных номеров, рассчитанных специально на Наталью Гайду. В этой постановке параллельно развивались две сюжетные линии: перипетии любовных отношений Сильвы и Эдвина и ретроспектива жизни Цецилии, матери Эдвина — бывшей "красотки кабаре", а ныне княгини. Таким образом, на сцене были две главные героини, воплощающие, в сущности, один и тот же образ. Прошло не так уж много лет, как со сцены театра сошла "Сильва" в постановке В. Цюпы, и многие помнили примадонну в образе главной героини, поэтому и в "Королеве чардаша" ее воспринимали в этой же ипостаси. Таким образом, получалось, что на сцене было две Сильвы: нынешняя (в исполнении молодой солистки) и непреходящая (невозможно сказать бывшая) в исполнении Натальи Гайды. "Это моя последняя классическая роль, где я играла, пела и танцевала, не будучи молодой героиней", — говорит Наталья Викторовна. Сегодня в постановках классического и современного репертуара артистка исполняет характерные роли, создавая неповторимо колоритные и запоминающиеся образы, например, Каролины — хозяйки ресторана "Зеленый попугай" в "Принцессе цирка" Кальмана, Доньи Лауры в "Дон Жуане в Севилье" Самойлова, Семеновны в "Бабьем бунте" Птичкина, мисс Петинктон в музыкальной комедии "Моя жена — лгунья" Ильина, довольно эксцентричной Бабушки в детском мюзикле Алексея Рыбникова "Красная Шапочка. Поколение next", тетушки Джахан в музыкальной комедии У. Гаджибекова "Аршин мал алан". Сегодня, уже не будучи столь загруженной основным репертуаром, Наталья Гайда плодотворно сотрудничает с двумя академическими драматическими театрами: в Купаловском она совместно с народной артисткой Беларуси Марией Захаревич играет в трагикомическом спектакле "Я не покину тебя" по пьесе М. Саймона, а в Театре имени Максима Горького — в спектакле "Валентинов день" по пьесе И. Вырыпаева совместно с народной артисткой Беларуси Беллой Масумян. А впереди — новые постановки со звездным составом разножанровых актрис белорусской сцены. Преподавательская и общественная деятельность В консерваторском дипломе Натальи Гайды указано: "Оперная, концертная певица, преподаватель сольного пения". И преподавать она начала еще в Свердловске, сразу после окончания консерватории. Однако во время работы в белорусской музкомедии у артистки времени на преподавательскую деятельность не хватало — на ней, как на ведущей солистке, был весь репертуар плюс насыщенная концертная деятельность. Но в 1990-х годах, когда Наталья Викторовна отошла от амплуа героинь, у нее наконец появилась возможность всерьез заняться педагогикой, и что очень важно — она могла передавать молодым свой бесценный опыт. "Преподавать мне нравится, у меня бесспорно есть педагогическая струнка, — говорит Наталья Викторовна, — но я считаю, что мне не хватает педагогической выдержки. Из-за своей эмоциональности я зачастую бываю нетерпеливой, поэтому во время занятий я себя постоянно осаживаю. Порой не понимаю, почему некоторые ученики не могут быстро освоить какую-то простую вещь". С 1992 года Н. Гайда начала вести камерный класс в Белорусской академии музыки, а также преподавать вокал в Белорусской академии искусств. А когда в 1996 г. в Академии искусств открылся курс "артист музыкального театра", который вел Б. Второв, то Наталья Викторовна, естественно, стала преподавать на этом курсе вокал. И сегодня в ее родном театре работает плеяда солисток, в профессиональное становление которых она вложила свои силы. А в последние годы Наталья Викторовна преподает вокал и в Белорусском университете культуры. Так что ее учеников можно встретить в очень многих учреждениях культуры и искусства страны. Вклад народной артистки Беларуси Натальи Гайды в развитие национального искусства отмечен высокими наградами: орденом "Знак Почета" и медалью Франциска Скорины, Почетными грамотами Верховного Совета БССР. Наталья Викторовна является первым лауреатом национальной премии имени народной артистки СССР Ларисы Александровской, которая присуждается артистам и постановщикам музыкального театра. Она удостоена также высшей награды в области театрального искусства Беларуси — "Хрустальной Павлинки". Н. Гайда входит в число наиболее именитых представителей белорусского искусства, которые во многом определяют направление его развития. Она является членом Президиума Союза театральных деятелей, членом Государственного комитета по Государственным премиям, членом Совета по культуре Совета Министров Республики Беларусь, членом исполнительного комитета Белорусского центра Международного института театра. Имя Натальи Гайды значится во всех отечественных энциклопедиях, в издании "Кто есть кто. Деловой мир СНГ" и даже во всемирном справочнике "Who is Who", куда вошли имена самых знаменитых женщин мира. Зоя ЛЫСЕНКО. На снимках: |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by