« Назад
"ЮНОНА" И "АВОСЬ" ОПЯТЬ ПОД ПАРУСАМИ
Уж очень нашумела в свое время эта рок-опера, поставленная Марком Захаровым в "Ленкоме". Но спектакль Белорусского государственного музыкального театра – не повторение пройденного. Это абсолютно новое прочтение сочинения Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского. И не потому, что время внесло в него свои поправки: например, XX век в тексте пришлось заменить на XXI. Создатели спектакля по-своему прочувствовали и рассказали историю жизни и любви Николая Резанова. Театр привлекла, прежде всего, возможность расширить творческий диапазон, поднять новый музыкальный и тематический пласт – и таким образом привлечь новых зрителей.
Правда, для Алексея Исаева, автора проекта и художественного руководителя постановки, Резанов – старый знакомый. Артист уже играл эту роль в Ростове-на-Дону. С тех пор этот герой и это произведение остались в его сердце. И восхищение человеком, который почти двести лет назад решил, "закусив удила, свесть Америку и Россию". А еще – преклонение перед женщиной, которая в шестнадцать лет отдала свое сердце незнакомцу из далекой России. И тридцать пять лет ждала возвращения любимого. А, получив доказательства его смерти, в пятьдесят два года ушла в монастырь.
Эта баллада о любви и верности весьма актуальна в наш прагматичный век. Так что остается только порадоваться, что Исаев не отказался от своей мечты. Ведь ее осуществление отвечало надеждам зрителей, что "Юнона" и "Авось" пристанут и к нашему берегу.
И вот это свершилось. Премьера рок-оперы вызвала настоящий ажиотаж. Скажем сразу: театр не обманул ожиданий зрителей. Они увидели яркое действо, проникнутое глубоким философским смыслом и возвышенными чувствами. Все подается с подкупающей искренностью и органичностью. На такую волну сразу настраивает Голос Богоматери. К ней взывают и Резанов, и Кончита в трудные минуты жизни, ее просят наставить их на путь истинный. И у Леси Лют этот голос оказался действительно неземным, исполненным Божественного света.
"Юнона" и "Авось" – сочинение, построенное на контрастах. Канонические церковные песнопения и рок, тонкая лирика и разудалая лихость моряков, юмор и пламенная испанская страсть...Но при этом спектакль получился цельным, гармоничным, "крылатым парусами". Именно таким видели его художественный руководитель постановки Алексей Исаев и режиссер-постановщик Евгений Хандак (Россия). Кстати, им принадлежит и идея художественного оформления, которую весьма впечатляюще реализовали Андрей Меренков и Владимир Мирокьянц. Не только силуэты мачт, но и сине-зеленая гамма создают образы "утомленного неба" и моря, которому "не надо слез". Той стихии, в борьбу с которой вступили быстрые парусники и отважный путешественник.
Все происходящее на сцене воспринимается на одном дыхании. И кажется, будто ставился спектакль так же: не было ни мук творчества, ни горячих споров. На самом деле это был трудный процесс: снова и снова выверялись каждый шаг и каждый звук. Даже отсутствие антракта в почти полуторачасовом спектакле – это своего рода художественный прием. Перерыв нарушил бы гармонию, замедлил темпоритм, снизил эмоциональный накал.
То, что действие выплескивается со сцены в зал, – не претенциозный ход и не дань моде. Таким образом подчеркивается масштабность происходящего. Из зала на сцену поднимаются артисты хора и балета – молящиеся, плакальщицы со свечами в руках, моряки. Потому что им тесно в рамках сцены. Тесно не только героям, но и мукам, мольбам, признаниям. Действие как бы выплывает из тумана прошлого, то приближаясь к нам, то вновь исчезая в седой дымке. Но нам удается заглянуть в глаза и души героев. И понять: несмотря на свою легендарность, они так похожи на нас – умеют любить и ненавидеть, радоваться и страдать...
Николай Резанов, которого играет Алексей Исаев, предстает в двух ипостасях. Это историческая личность, государственный муж, который предан Отечеству. После смерти жены пустоту в его душе заполняет любовь к России. Но граф Резанов – обычный человек, его одолевают сомнения и страхи. Артист, которому более привычно выступать в амплуа героя-любовника или эстрадного певца, здесь проявил себя с неожиданной стороны: ему не чужды ни драматизм, ни сложная диалектика мятущейся души. Души, которая разрывается между чувством и долгом, страстью и разумом. Как трудно тут не перейти черту, за которой начинается мелодраматизм. Но исполнитель почти везде успешно избегает этой опасности. Его красивый голос здесь обретает особые отенки – мужества и благородства.
История любви Резанова и Кончиты, дочери губернатора Сан-Франциско (артистка Светлана Мациевская), несмотря на свою хрестоматийность, глубоко трогает нас. Мистический флер не превращает юную героиню в символ: трепетная, нежная и страстная испанка оказалась способна на глубокое чувство, которое сильнее времени, людской молвы, гонений и запретов. Кончита готова отправиться за любимым в холодную Россию. Но Резанов вынужден был уехать один, надеясь вернуться через год. Судьба распорядилась иначе: он умер от лихорадки по пути домой. А Кончита все ждала его. И силы на это ей давала любовь.
В спектакле жизненный путь Резанова намечен в виде бесстрастной хроники: зрителям сообщаются факты и события. А схему эту заполняет живая музыка живого оркестра. Она как бы берет зрителя в плен, заставляет сострадать и сопереживать, вызывая "не видимые миру слезы". А порой – и видимые... Музыкальный руководитель постановки Михаил Радинский (Россия) не просто глубоко постигает партитуру, доносит до нас все оттенки талантливой эмоциональной музыки Алексея Рыбникова – он любит ее, живет ею. А дирижер и руководитель рок-группы Лев Карпенко умело ведет музыкантов за композитором и за собой.
Обилие массовых сцен в постановке ставило весьма сложную задачу перед артистами хора. И они, как всегда блистательно, решили ее, проявив высокое мастерство и профессионализм (хормейстер Светлана Петрова). Это во многом определило успех спектакля. Хор стал не просто фоном действия, но и задал тон происходящему.
Артисты балета (балетмейстер-постановщик Наталья Фурман) тоже сказали в спектакле свое слово, создавая нужное настроение многих эпизодов и сцен. Это и суровая патетика крестного хода, и накал страстей в испанских танцах, и удаль матросской пляски... Особый смысл заключен в образе Юродивого, где соединяются сильный вокал и оригинальная хореография (эту партию исполняют Дмитрий Якубович и Виталий Красноглазов).
"Расформированное поколение, мы в одиночку к истине бредем", – эта фраза звучит в спектакле как провидение. Она касается не только современников Резанова, но и нас, тех, кто сегодня ищет свой путь к истине.
Авторы и создатели спектакля обращают к нам "Аллилуйю любви". И мы признательны тем, кто вернул из забвения образы Резанова и Кончиты – для того, чтобы мы услышали слова восхваления любви. А "Юнона" и "Авось" продолжают свое плавание. По волнам памяти, в море таланта и фантазии.
Галина ЦВЕТКОВА. 7 дней. – 2003. – 25 янв.
|