« Назад
ЗА "ЖИЗЕЛЬЮ" – ЗАКУЛИСНАЯ БОРЬБА
В столичном Театре музыкальной комедии состоялась премьера балета "Жизель". Для непосвященных – обычное, почти рядовое явление, поскольку, несмотря на все разговоры о трудностях, театры, особенно столичные, работают активно, и последние год-два премьера следует за премьерой.
Надобно отметить, что "Жизель" – балет особенный. Его кажущаяся простота может обмануть только невнимательного зрителя. Простота этой хореографии и музыки – это простота гениальности. Станцевать Жизель мечтает каждая балерина. В балете не одна ведущая танцевальная партия, а три плюс вставные номера, плюс сложная актерская работа. Одним словом, "Жизель" – балет для профессиональной труппы. Именно так и надо понимать премьеру в музкомедии: там сложилась профессиональная балетная труппа. И этим фактом будоражит культурную жизнь столицы и страны. Почему, казалось бы?
Дело в том, что вопрос об этой труппе и ее будущем уже шесть лет обсуждается на всех соответствующих официальных и полуофициальных уровнях, а самим фактом своего рождения она обязана железной воле одного человека – главного балетмейстера Нины Николаевны Дьяченко. Заслуженная артистка России Нина Дьяченко приехала в Минск с мужем, тенором Эдуардом Ивановичем Пелагейченко, которого пригласили в нашу оперу. Сидеть без дела не захотела. В поисках прошла через работу репетитором в труппе Валентина Елизарьева, педагогом в хореографическом училище и, наконец, нашла себя именно в музкомедии. Взялась за ту работу, которую не хотелось делать никому: труппа в музкомедии тогда обновлялась, и со вновь пришедшими выпускниками училища надо было начинать буквально с нуля. Она и начала, да так успешно, что уже через несколько лет воспитала "звездную пару" – Юлия Дятко и Константин Кузнецов стали лауреатами нескольких международных балетных конкурсов. Между тем надо принять во внимание, "с каким материалом приходится работать" (собственное выражение Н. Дьяченко). "Материал" – это девочки и мальчики, которые семь лет отучились в хореографическом училище, но после выпуска не были приняты в главную балетную труппу Беларуси – Национальный академический театр балета – даже в кордебалет. Нина Дьяченко дала каждому из них второй шанс, кто захотел – использовал его.
Все бы хорошо, да у всякого успеха всегда найдутся недоброжелатели. Одни говорили: зачем, мол, зрителям музкомедии балет – они любят оперетту, а если захотят балета – пойдут в Большой. Другие говорили, что это и не балет вовсе, а так, самодеятельность. Третьи – руководство главной балетной труппы Беларуси, например, – гневно обрушивались на "конкурентов" с обвинениями в копировании репертуара. Действительно, в музкомедии появились "Шопениана", "Па-де-катр", "Дон Кихот", "Кармен-сюита" – все эти названия присутствовали и в афише Большого театра. Просвещенный зритель, конечно, поймет разницу: название – это еще не значит тот же самый спектакль, поскольку на одну и ту же музыку создавалась или воспроизводилась совершенно отличная хореография. Но ведь просвещенных не так уж много, и обвинения в плагиате кое-кто находил справедливыми. В конце концов, под давлением угроз и обещаний самой жестокой расправы Нина Дьяченко стала искать компромисс, в результате балет "Щелкунчик" Чайковского в музкомедии получил название "Заколдованный принц", а "Болеро" Равеля называется "Новые амазонки". Но вот "Жизель"... Не назовешь ведь шедевр романтического балета как-нибудь вроде "Разбитая любовь" или "История виллисы"? Так что угрозы начали осуществляться, танцовщики музкомедии все чаще стали получать предложения перейти в Национальный театр балета, причем переходили, конечно, не худшие. Их можно понять – там и гастролей больше, и зарплаты выше. Но, как ни странно, никто из перешедших особенно не блещет.
Очередной удар Театр музкомедии испытал как раз в связи с постановкой балета "Жизель". Второй акт этого балета прошел "на зрителе" еще в конце прошлого сезона как часть творческого вечера ведущей пары Дятко – Кузнецов. Прошел, надо сказать, не очень удачно. Недоделок хватало, они вызывали ухмылки недоброжелателей и горькие гримасы на лицах сторонников. И хореограф-репетитор театра, человек, который, в сущности, и "создал" ведущую пару, бывшая балерина все того же Пермского театра народная артистка России Марьяна Борисовна Подкина ушла в Национальный театр балета.
Роль и значение педагога-репетитора в балетном театре огромны. Мало кто обращает внимание на ту строчку в афише, где написано имя педагога, его никогда не увидишь на сцене. Но сами артисты ценят хорошего педагога выше, чем даже постановщика. Тому, как "держит удар" Нина Дьяченко, может позавидовать любой боец. Не знаю, чего ей это стоило, но Нина Николаевна невозмутимо и настойчиво, спокойно продолжила работу, кстати, пригласив в помощники бывшую "лучшую Жизель" Национального балета Инессу Душкевич. В итоге 22 и 23 октября зрители в музкомедии увидели полноценный балет. Через неделю белорусские танцовщики покажут "Жизель" в трех городах Швейцарии, балет, собственно, и ставился по заказу швейцарского импресарио. В этом, кстати, разгадка дублирования репертуара. Классический репертуар вообще не очень обширен, ну а когда постановку заказывают иностранцы – выбирать не приходится. Между прочим, и в главном балетном театре Беларуси считаются с таким положением вещей, просто не говорят вслух.
Будет ли продолжаться невидимая стороннему глазу закулисная борьба двух балетных трупп? Я думаю, будет, хотя и не вижу смысла в этой "борьбе" и не нахожу ее достойной со стороны "старшего балетного брата" – Национального театра. Сама Нина Дьяченко решительно отвергает любые попытки сравнения работы ее труппы и труппы Валентина Елизарьева, скромно отмечая, что делает свою работу на своем месте.
Игорь КЛОКОВ. Советская Белоруссия. – 1998. – 31 окт. – С. 10.
|