« Назад
ЗДРАВСТВУЙ, Я ТВОЯ "МЫШКА"!
Казалось бы, что может быть более легкомысленным, чем оперетта "Летучая мышь"? Однако не все так просто, как кажется. У этого классического произведения есть своя непростая история. Пик популярности Иоганна Штрауса с его опереттами, как известно, совпал по времени с глубоким экономическим кризисом в Австрии. Как бы стараясь забыться, Вена беззаботно напевала штраусовские вальсы, а в салонах мод небывалым спросом пользовались галстуки "летучая мышь" и шляпки "а-ля Штраус". День в день с премьерой его оперетты разразилась катастрофа на Венской бирже. Как писал один из биографов Штрауса: "Обанкротившиеся дельцы кончали жизнь самоубийством, стрелялись, бросались в Дунай, а над Веной неудержимо лились звучные потоки мелодий Штрауса..." Мир пережил с тех пор тысячи катастроф, но время не властно над истинным искусством.
120 лет прошло с тех пор, как Вена впервые услышала бессмертную "Летучую мышь" Иоганна Штрауса, а минский зритель, как, впрочем, и любой другой, вновь и вновь сопереживает истории Генриха Айзенштайна и жены его Розалинды.
Белорусский Государственный музыкальный театр возобновил постановку самой, пожалуй, очаровательной классической оперетты "Летучая мышь". 20 лет назад этим спектаклем открывался сам театр, и в течение 17 лет "Летучую мышь" сопровождали аншлаги. За такой рекордный срок и костюмы, и декорации, конечно же, износились. Дирекция вынуждена была спектакль закрыть, но с условием обязательного возобновления, потому что какой же музыкальный театр без "Летучей мыши"? Зрители соскучились. И артисты тоже. На премьерные спектакли в постановке В. Петлицкой невозможно достать билет. Интерес публики подогревает и то обстоятельство, что дирижирует спектаклем народный артист России, лауреат Госпремии Беларуси Г. Проваторов. Режиссер, как и ее предшественник А.Молчанов, использовала текст, написанный в 20-е годы прошлого века либреттистами Эрдманом и Вольпиным, по которому и осуществлялись многочисленные постановки. Кстати сказать, и такой безобидный жанр, как оперетта, в свое время подвергался цензуре. Первоисточник со временем "размывался", появлялись вставные номера, музыкальные фрагменты кочевали из одной оперетты в другую. А либреттист Эрдман и вовсе был репрессирован в 1937 году. Но режиссер В. Петлицкая возобновила жемчужину венской опереточной короны во всех законных правах.
У новой постановки есть еще одна особенность – это великолепная авторская работа художника по костюмам О. Желонкиной. И, конечно же, блистают артисты. Публика просто бьется в истерике от хохота, когда В. Баженов (Генрих Айзенштайн) и В. Шабуня (Фальк) произносят коронный диалог, дурача Розалинду. Помните, это когда муж путается в именах любовниц и собак, а приятель его выручает? В новой "Летучей мыши" виртуозно сочетаются и музыкальный гений Штрауса, и юмор, и актерское мастерство. Словом, стоит поздравить минчан и гостей столицы с появлением такого прекрасного спектакля. Как же элегантно это звучит: "Вчера мы семьей смотрели премьеру "Летучей мыши" в нашем музыкальном. Что за прелесть!" Так что встречаемся там же.
Ваша крыса Ш.А. Советская Белоруссия. – 2001. – 17 нояб. – С. 6.
|