Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Жизнь коротка, а искусство? Вечно (2007 г., Советская Белоруссия)

Жизнь коротка, а искусство? Вечно (2007 г., Советская Белоруссия)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ЖИЗНЬ КОРОТКА, А ИСКУССТВО? ВЕЧНО

Проблема "отцов и детей" на театральных подмостках 

В конце сезона труппу музыкального театра постигла серия кадровых пертурбаций. Солистам, заслуженным артистам, составлявшим многие годы костяк и основу коллектива, было предложено перейти на договоры подряда, после чего количество их выступлений, естественно, значительно сократилось. Мэтры не скрывают обиды, хотя лишь двое из них отказались продлить творческие отношения с театром, окончательно и бесповоротно расторгнув контракт. Остальные приняли условия, предложенные директором театра Алексеем Исаевым.
 

Вопрос выхода на пенсию всегда был и остается чрезвычайно болезненным. Особенно если это касается людей искусства, долгие годы беззаветно отдававших почтенной публике энергию, темперамент, эмоции и не мыслящих себя вне сцены. Скажем, всемирно известный тенор Лучано Паваротти после 70 лет уменьшил количество концертных выступлений. Посчитав, видимо, что возраст уже не тот и позволительно иной раз взять и музыкальную паузу. Кто станет ему перечить, если график гастролей маэстро составляет сам? Иная ситуация складывается в государственных творческих коллективах: когда отправиться на заслуженный отдых, подсказывает часто официальный приказ. Выступать третейским судьей в таком щепетильном вопросе – занятие, конечно, неблагородное и неблагодарное. Мы можем лишь привести мнения участников этой "кадровой" истории.

Директор и художественный руководитель театра заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев: 

– Буква закона соблюдена. Контракт у этих исполнителей истек как по выслуге лет, так и по возрасту. Но я же не выгнал людей на улицу, а предложил работу по договорам подряда, они будут выходить на сцену, хотя и значительно реже. Но если бы не отправил на пенсию пожилых, у меня не было бы возможности взять молодых: например, выпускника консерватории Сергея Сутько. С началом нового сезона берем еще Екатерину Пасечниченко. 

– Однако для исполнения характерных ролей требуются и возрастные солисты… 

– Музыкальный театр – не драматический, где можно говорить шепотом и вас услышат в полной тишине. Здесь надо петь, танцевать, крутиться, излучать эмоции. Вокальные данные должны быть на высшем уровне. В драматических театрах артисты не так "изношены". Да, на сцене существуют два поколения: отцы и дети. Но если "детям" до 30, то почему "отцам" должно быть под 70? За рубежом когда–то были проведены исследования: у солистов оперы измеряли давление. В начале спектакля оно было высоким, во время кульминационного момента – высочайшим, с таким не живут, а к норме приближалось лишь спустя несколько часов. Нужно бережно относиться к своему здоровью в солидном возрасте. 

– Должно быть, ваши решения продиктованы и другими обстоятельствами? 

– Разумеется, и экономической выгодой. Многие действующие артисты молодого и среднего поколений не вырабатывают норму и недополучают деньги. Представителям старшего поколения, кроме пенсии, назначены, как мастерам сцены, персональная надбавка, премии. Скажем, при норме выработки 14-18 спектаклей большинство артистов работает от 1 до 8 раз. У народной артистки Натальи Гайды 4 спектакля в месяц, и я не могу загрузить ее, как и других, более молодых актрис. 

– А есть ли среди творческих сотрудников уволенные по статье? 

– Заслуженный артист республики Виктор Баженов уволен за прогулы. Также весной расстались мы и с 4 артистами балета. Еще до истечения срока действия контракта они собрались на гастроли за границу. Просили подписать разрешение на выезд, но как я могу сделать это, если человек мне и самому нужен? Хотя, скажем прямо, зарплаты у нас не очень высокие. Но ребята уехали без разрешения, и я был вынужден пойти на крайние меры. 

У солистов оперетты своя точка зрения на сложившуюся ситуацию. Правда, выражают они ее крайне сдержанно. Народная артистка Беларуси Наталья Гайда ответила предельно кратко: "Мне бы не хотелось давать никаких интервью по этому поводу. Ситуации разные бывают, и как разрешить их, решают те, кто назначает и снимает директоров. Конфликты в театре всегда есть". 

А вот что говорит заслуженный артист Беларуси Арнольд Ранцанц: 

– Конечно, юридически все правильно, но психологически и морально… В штате я с 1979 года. Наше поколение начинало строить театр, он буквально выстрадан нами. Но сейчас вокалисты с солидным стажем уволены, мы больше не в штате. До последнего времени у меня в среднем было 15-16 спектаклей в месяц, теперь их только 2-3. Я почти не востребован, хотя нахожусь в хорошей творческой и физической форме. А на возрастные роли взяли молодых ребят, чтобы играли старичков. Есть среди них даже артисты хора и балета, не имеющие специального образования. За последнее время произошла катастрофическая утечка кадров. Ушли главный дирижер Александр Сосновский и балетмейстер заслуженная артистка России Нина Дьяченко, а также молодой талантливый режиссер-постановщик Анастасия Гриненко, удостоенная "Золотого Витязя" за детский мюзикл "Буратино". 

Безусловно, для всех без исключения артистов театр – это дом… где рано или поздно разбиваются сердца. Вспомним, по случаю, громкий скандал в Большом театре, когда главный балетмейстер Юрий Григорович принял драматичное решение – уволил всех звезд–пенсионеров: Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Нину Тимофееву, Майю Плисецкую и даже собственную жену – Наталью Бессмертнову. Памятное кадровое решение Григоровича еще в конце 80–х вызвало публичный шок, и уволенные именитые артисты балета объявили властному балетмейстеру войну. Тогда они добились ухода Григоровича из Большого. Хотя позже многие критики утверждали, что при Григоровиче труппа Большого буквально расцвела, обрела небывалую свежесть и задор в постановках и много гастролировала за рубежом. Пока рано судить, какие качественные изменения постигнут труппу музыкального театра после череды увольнений, но линия Александра Исаева четко прослеживается: сцена – это удел молодых артистов. Что ж, счастливого плавания…

Наталья ПИСАРЕВА, Виктория ПОПОВА.
Советская Белоруссия. – 2007. – 9 авг.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: