« Назад
А ФАМУСОВ ВСЕ ЕЩЕ ТАНЦУЕТ…
Помню, с каким интересом я прочел в "Советской культуре" критическую рецензию на премьеру Минского театра музыкальной комедии "Горе от ума". Статья называлась "Фамусов танцует танго". Анализ спектакля, данный критиком, убедил меня в том, что спектакль недопустимо исказил замысел бессмертной комедии А. Грибоедова, ее образы, окончив спектакль полным крахом главного героя.
Недавно служебная командировка привела меня в Минск. И я с удивлением увидел на афише театра название спектакля, о котором с таким пафосом отрицания писал критик. Невольно закралось сомнение, а не было ли в рецензии допущено "крайней критической точки зрения". Может быть, и не все так плохо? Чтобы разрешить возникшее сомнение, я пошел на спектакль. И вот я в зале театра смотрю "Горе от ума". Либретто С. Штейнберга и И. Фельзера, "положенное на музыку – так было объявлено по радио перед началом спектакля – О. Фельзера". В зале почти одна молодежь. Оказывается, не случайно.
"Статья в "Советской культуре" принесла ущерб нашему театру, – сказал мне директор. – Сегодня мы собрали учащихся ПТУ, хотим провести с ними зрительскую конференцию, а потом передать ее по белорусскому телевидению...".
Должен сказать, что сомнения мои относительно излишнего критического запала статьи были развеяны в первом же действии. И чем дальше развивалось оно, тем больше я приходил в недоумение – как же подобный спектакль, искажающий самую суть бессмертной комедии, лишающий главного героя рассудка, населивший сцену уродливыми масками, персонажами, передвигающимися в инвалидных креслах, имеет право на существование!
Тревога возникла не только по поводу Грибоедова – великие произведения живут вечно, отторгая в конце концов всю наносную шелуху, я тревожился о зрителях, о молодежи, которая пришла на спектакль. Повинуясь привычным ритмам из арсенала ВИА, зрители сопровождали скандированными аплодисментами слова, заканчивающие куплет, может быть, и не вдумываясь в их смысл: "Ученье – вот чума! Все горе – от ума!". Подумалось, а что если, побывав на таком спектакле, они уже никогда не обратятся к Грибоедову, и великое создание национальной культуры останется в их сознании именно таким чудовищно "переосмысленным".
Не знаю, нанесен ли урон театру, но то, что его понесли зрители, не может вызывать сомнений.
Николай САВИНОВ, режиссер. Советская культура. – 1984. – 31 марта.
|