В. Савчик
Ассоль
балет в 2-х действиях
Хореография и либретто народного артиста Беларуси В. Иванова
Постановка осуществлена при содействии Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства
Продолжительность спектакля 1 час 50 минут
Дирижер-постановщик
Олег ЛЕСУН
Дирижеры
Марина ТРЕТЬЯКОВА
Николай МАКАРЕВИЧ
Балетмейстер-постановщик
народный артист Беларуси
Владимир ИВАНОВ
Художник-постановщик
Валентина ПРАВДИНА
"Ассоль" — белорусский балет, в основе которого — знаменитая повесть Александра Грина "Алые паруса", написанная в 1916–1922 годах и получавшая неоднократное воплощение на сцене и на экране.
Сегодня, кстати, многие уже не помнят, что настоящая фамилия Грина — Гриневицкий, или в русифицированном переводе — Гриневский. Его отец, белорус Стефан Гриневицкий (русифицированное Степан Евсеевич Гриневский (1843–1914), происходил из белорусской шляхты и был родом из Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи (сегодня это Миорский район Витебской области). За участие в восстании Кастуся Калиновского 1863 года Стефан Гриневицкий был сослан в Колывань Томской губернии, а затем в 1868 году ему было разрешено переехать в Вятскую губернию. Здесь у него в браке с Анной Степановной Гриневской (в девичестве Лепковой) в 1880 году родился сын Александр.
В свое время над "Алыми парусами" работали такие разные мастера, как талантливый "сказочник" — кинорежиссер Александр Птушко, режиссер Борис Степанцев, композитор Максим Дунаевский, поэт Леонид Дербенев. Действительно, история о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте не может не вдохновлять.
Однако композитор Владимир Савчик и балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Владимир Иванов прочли эту историю каждый по-своему. Савчик создал музыкальное решение, далекое от нежно-романтических тонов, Иванов предпринял попытку переложить романтическую прозу Грина на современный и экспрессивный язык балета. Те, кто ожидает насладиться томными девичьими вздохами, будут несколько разочарованы. Зрителей ждет мир страстей и соблазнов, путешествие в подводное царство, и масса самых противоречивых впечатлений. Спектакль "Ассоль" — это не мир сказки, а стремительное драйвовое действо, рвущееся к зрителю на всех парусах. Пусть и не совсем алых. Их, кстати, в спектакле не будет вовсе. Как не будет и некоторых привычных персонажей: отца героини — моряка Лонгрена, старика Эгля, встретившегося ей в лесу. Зато в балете есть новый персонаж — Рассказчик, о котором никогда нельзя сказать точно, что у него на уме (кто знает, может это сам автор повести?) Потому вас ждут отнюдь не канонические "Алые паруса". К тому же нельзя точно сказать — где и когда происходит это действие. По признанию Иванова, он бы хотел избавить историю от каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала вне времени и пространства.
"В нашей работе мне бы хотелось отойти от штампованного восприятия произведения Грина, — рассказывает о своем замысле Владимир Иванов. — Ведь в ней столько энергии и жизни. Откройте книгу и прочтите, как сам Грин характеризует своих персонажей:
"Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала наконец оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: "Скажи, почему нас не любят?" "Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". — "Как это — уметь?" — "А вот так!" Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившись от нежного удовольствия.
Или про Грэя:
"…Грэй промотал часть своего имущества на пирожном, отдавая этим дань прошлому, а остальную часть — для настоящего и будущего — проиграл в карты. Он хотел быть "дьявольским" моряком… Понемногу он потерял все, кроме главного — своей странной летящей души…"
I акт. "Мир Ассоль"
Перед нами — Рассказчик. Из массы молодых парней и девушек он выбирает героиню будущего балета. Его выбор падает на Ассоль. Встреча с Рассказчиком меняет ее жизнь. Сначала она встречается с русалками, где ее посещает предчувствие скорой любви. Потом она попадает на таинственный бал, где за ней ухаживают импозантные кавалеры. Наконец, знакомится со зловещими пиратами и мертвецами. Все это приводит ее в смятение, но она не может побороть свое природное любопытство. Наша Ассоль только познает мир и саму себя, находится в поиске своего "я".
II акт. "Мир Грэя"
Капитан Грей предстает перед зрителем отнюдь не положительным персонажем. Он любит карты, а свое наследство промотал. Он бунтарь от природы.
После череды приключений и жестоких испытаний, Грэй знакомится с Ассоль. В его сердце вспыхивает любовь. Именно на этом авторы спектакля ставят точку.
После определенного перерыва в репертуаре Белорусского государственного академического музыкального театра появляется национальный балет.
Премьера спектакля состоялась 12 и 13 января 2013 года.
Последний показ - 4 апреля 2015 года.
Роли исполняли:
Рассказчик | Тимофей ВОЙТКЕВИЧ Артур ИВАНОВ дипломант международного конкурса Виталий КРАСНОГЛАЗОВ Игорь ГОНЧАРИК |
Ассоль | Ририко ИТО лауреат международного конкурса Мику СУЗУКИ |
Грэй | Александр МИСИЮК Артур ИВАНОВ дипломант международного конкурса Дмитрий ЛАЗОВИК |
Друзья Грэя | Владислав ЖУРОВ Никита ПОЛУКЧИ Игорь ВЕРШИНИН дипломант международного конкурса Виталий КРАСНОГЛАЗОВ |
Антураж Рассказчика | Ирина ВОЙТЕКУНАС Татьяна ЕРМОЛАЕВА Ольга СЕРКО Ольга ЯНОВИЧ |
Кавалеры | Тимофей ВОЙТКЕВИЧ Владислав ЖУРОВ Александр МИСИЮК Никита ПОЛУКЧИ Георгий АНДРЕЙЧЕНКО Антон АРЖАННИКОВ Игорь ВЕРШИНИН Сергей ГЛУХ Игорь ГОНЧАРИК Артур ИВАНОВ дипломант международного конкурса Виталий КРАСНОГЛАЗОВ Артём КОТ |
Восточный танец | Виолетта ГЕРАСИМОВИЧ Тимофей ВОЙТКЕВИЧ Александр МИСИЮК Виталий БОРОВНЁВ Владислав ЖУРОВ Полина ГАРУНОВИЧ Сергей ГЛУХ Игорь ГОНЧАРИК |
Цыганский танец | лауреат международных конкурсов Елена ГЕРМАНОВИЧ Полина ГАРУНОВИЧ Виолетта ГЕРАСИМОВИЧ Ирина ДОВИДОВСКАЯ Александра КРАСНОГЛАЗОВА |
Рок-н-ролл | лауреат международного конкурса Юлия СЛИВКИНА Владислав ЖУРОВ Никита ПОЛУКЧИ Любовь ИВАНЦОВА Ольга МИРЗА Юми ФУДЗИВАРА Игорь ВЕРШИНИН дипломант международного конкурса Ксения СТАНКЕВИЧ |
Официанты (кабачники) | Антон АРЖАННИКОВ Маюко ОНО Георгий АНДРЕЙЧЕНКО Виталий БОРОВНЁВ Татьяна ПАНАСИК Юми ФУДЗИВАРА Николай УМЕРЕНКОВ Надежда ДОРОХОВИЧ Майк ПАРТУШ |
Русалки, русалы, пираты, парни, девушки – артисты балета театра |
Пресса о спектакле "Ассоль":
Балет "Асоль" – новая назва на афішы Музычнага тэатра (Таццяна Міхайлава, "Мастацтва", 2013, № 3)
Адно глядзець?.. (Надзея Бунцэвіч, "Культура", 19.01.2013)
Под алыми парусами (Общенациональное телевидение, "Контуры", 20.01.2013)
Асоль, якая не чакала пунсовых ветразяў (Дзіяна Кароль, "Літаратура і мастацтва", 18.01.2013)
Повесть о счастье на языке балета (Юлия Гладкая, "Знамя юности", 18.01.2013)
Новая "Асоль" ці Прывід Елізар’ева? (Дзяніс Марціновіч, "Будзьма беларусамі!", 18.01.2013)
Белорусские корни "Ассоль" ("Аргументы и факты" в Белоруссии", 16.01.2013)
"Асоль" (Ірына Свірко, "Рэспубліка", 15.01.2013)
Просто "Ассоль" (Юлиана Леонович, "Советская Белоруссия", 12.01.2013)
Асоль, рамантычная дзяўчына. Па-беларуску рамантычная… (Ларыса Цімошык, "Звязда", 12.01.2013)
"Мир, открытый настежь бешенству ветров…" (Ирина Бурак, "Белорусская военная газета. Во славу Родины", 12.01.2013)
Белорусский музыкальный театр "поднимает" "Алые паруса" (БЕЛТА, "Народная газета", 11.01.2013)
Перевоплощение классики в Белмузтеатре: японка в роли Ассоль и музыка Deep Purple (Общенациональное телевидение, 11.01.2013)
Ассоль! (Светлана Шидловская, "Вечерний Минск", 10.01.2013)
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by